Названы лучшие работники предприятий бытового обслуживания населения
В Архангельске подведены итоги городских конкурсов профессионального мастерства – об этом мы писали в прошлом номере газеты. А сегодня мы рассказываем о победителях в сфере бытового обслуживания – это мастера, про которых говорят: «золотые руки».
Каждая вещь индивидуальна
Мария Денежкина – победитель в номинации «Лучший портной по ремонту и пошиву одежды». Уже четыре года девушка руководит собственным ателье «У Марии», исполняя мечту детства.
К профессии она шла целенаправленно, еще со времен обучения в школе. Именно там ей полюбились уроки рукоделия. Кстати, родом девушка из Северодвинска, где она и окончила училище № 22. Затем переехала в Архангельск и стала студенткой профессионального училища № 36 в Маймаксе. Там она изучила мастерство закройщика. А потом решила открыть собственное ателье, которое назвала просто и бесхитростно – «У Марии».
– С самого детства у меня была мечта открыть свое ателье. Я не хотела работать на кого-то, хотела все делать сама. Работаю уже четыре года. Ателье располагается на Левом берегу, так как я живу тут с семьей и поблизости нет конкурентов. Заказов много. В основном люди просят отремонтировать одежду, например поменять молнию, также обращаются с просьбой укоротить, подогнать по фигуре купленную вещь. Без дела не сижу. Сейчас наступают холода, и я занимаюсь меховыми изделиями, – рассказала Мария.
В распоряжении у хозяйки – все необходимое оборудование: раскройный стол, промышленная, скорняжная, швейная машины, оверлок и коверлок.
– Если говорить о пошиве одежды, то я шью в основном для женщин. Часто заказывают юбки, платья, жакеты, жилеты. Мне самой больше нравится шить платья. Но каждая вещь индивидуальна и красива по-своему. Даже обычную с виду юбку может выделить из ряда других какая-то интересная добавка, вставка, которая сделает ее уникальной, – отметила Мария.
Наверное, в ее гардеробе почти нет покупных вещей, все красивые наряды – собственного производства? Но оказалось, что здесь классическая история про сапожника без сапог.
– На себя просто времени не хватает. У меня есть муж, две дочки – Даша, ей десять лет, и Ксюша, ей восемь. Вот девочек я обшиваю всегда: сарафаны, юбки, брюки, естественно, не покупаем мы и школьную форму. Кстати, многие родители приходят ко мне с заказами перед началом учебного года, просят подшить купленную для детей форму. Младшая дочка моей профессией пока не слишком интересуется, у нее не хватает терпения. А вот Даша рисует платья и потом показывает мне, чтобы я их сшила. Говорит, что она дизайнер, – смеется Мария.
Конечно, обе девочки уже знают азы кройки и шитья. Возможно, в будущем продолжат мамино дело. В планах у Марии Денежкиной – не останавливаться на достигнутом и открыть свою линию детской одежды.
Главное в работе – опыт и квалификация
Наталья Лисина и Ирина Чепырина – лучшие работники прачечных предприятий. Сразу два победителя конкурса профессионального мастерства – сотрудники МУП «Стигла». В номинации «За большой личный вклад в развитие предприятия» лучшей стала заведующая Наталья Лисина, а в номинации «За активность и стремление к развитию» – оператор машинной стирки Ирина Чепырина.
Прачечная «Стигла» (Нагорная, 7) – одно из старейших предприятий нашего города, в следующем году ему исполняется 25 лет. В двух цехах – стиральном и гладильном – работают 26 человек.
Наталья Лисина – выпускница Ленинградского железнодорожного института, работала в проектно-технологическом бюро. В 90-е годы все проектные организации позакрывались, пришлось менять сферу деятельности: так Наталья попала в МУП «Стигла». Начинала в 1993 году в должности заведующей прачечной при родильном доме им. Самойлова, которая в те годы входила в состав предприятия. В 2005 году, когда прошла реорганизация и больничные прачечные отошли в ведение медицинских учреждений, Наталья перешла в так называемую специализированную прачечную, которая в настоящее время и есть МУП «Стигла».
– Мы оказываем услуги как организациям – их около двухсот, это медицинские учреждения, школы, детские сады, спорткомплексы, сауны и так далее, так и физическим лицам, на предприятие обращается ежемесячно около ста человек, – пояснила Наталья. – В месяц через «Стиглу» проходит более сорока тонн белья. Горожане приносят пледы, потому что в бытовых условиях их выстирать невозможно, одеяла, подушки, пальто.
Обязанности заведующей – производственный контроль, поэтому процесс стирки Наталья знает от и до, сама может выполнить любую из операций.
– Белье поступает в приемную сеть, мы его взвешиваем, пересчитываем, раскладываем на стеллажи, готовим пакет документов и отправляем в стиральный цех, – пояснила Наталья. – В этом цехе белье проходит обработку, после стирки на лифтах поступает на второй этаж в гладильный цех. В гладильном цехе несколько операций: сушка в сушильном барабане или в сушильно-гладильных каландрах, куда белье поступает сырым, есть еще операция растряски. Сухое и выглаженное белье укладывается в стопки, относится на склады чистого белья. Физическим лицам выдаем белье запакованным в полиэтиленовые пакеты. Главный критерий нашей работы – высокое качество оказываемых услуг в сжатые сроки – один-два дня.
За последние несколько лет на предприятии введены в эксплуатацию сушильно-гладильный каландр, несколько современных сушильных барабанов и стирально-отжимных машин. Однако наряду с новым оборудованием отлично трудится и самая «опытная» работница прачечной – стиральная машина с загрузкой 150 килограммов, которая введена в эксплуатацию аж в 1976 году.
– Все оборудование на программном управлении, за счет этого обеспечивается хорошее качество стирки, – рассказала Наталья. – Конечно же, большую роль играет высокая квалификация наших сотрудников, именно их заслуга, что предприятие работает как часы. У нас очень хороший коллектив, у многих стаж работы более двадцати лет, кроме того, наши сотрудники освоили по несколько профессий, поэтому на предприятии полная взаимозаменяемость.
Ирина Чепырина – одна из тех работниц, что трудятся на предприятии с его основания, более 24 лет. Сначала устроилась гладильщиком белья, потом обучилась и стала работать оператором машинной стирки. На предприятии сложилась уже целая династия Чепыриных: здесь работала мама Ирины, ее сестра.
– Ирину Геннадьевну отличает работоспособность, исполнительность, энергичность, высокая квалификация, она быстро осваивает все современные технологии, – рассказала Наталья Лисина. – Я бы не сказала, что работа на предприятии у нас тяжелая, наверное, главное – любить ее.
Ключ к любимой профессии
Мастера по изготовлению ключей Леонида Букина на городском конкурсе профессионального мастерства отметили за внедрение новых форм и методов работы
– Это первая работа в моей жизни, которую я так сильно люблю, – признается победитель городского конкурса профессионального мастерства в номинации «За внедрение новых форм и методов работы» Леонид Букин.
В его мастерской «Key Master» можно заказать ключи любой степени сложности: квартирные, сейфовые, гаражные, автомобильные…
– С тех пор как я начал заниматься этим делом, постоянно обучаюсь чему-то новому. В процессе работы все время возникают новые задачи, так как совершенствуются скобяные изделия, замки, электроника, – рассказывает Леонид Николаевич.
Появление сложных замков, к которым требуются нестандартные ключи, сказывается на специфике работы – здесь нужна высокая точность.
По специальности Леонид Букин сварщик и слесарь-сантехник четвертого разряда. Раньше трудился в транспортных предприятиях и ремонтных организациях. А мастерская в 2005 году досталась ему в наследство от отца Николая Леонидовича – он открыл ее, когда после работы на железной дороге вышел на пенсию.
– К сожалению, передать мастерство мне он не успел, пришлось с нуля самому осваивать, постигать. С 2005 года по 2010-й я работал в торговом центре «Ильма» на улице Галушина, а потом переехал на Ленинградский проспект в «Сигму», – рассказывает Леонид Букин.
Во всех начинаниях Леонида Николаевича поддерживает супруга Светлана.
За эти годы мастерская «Key Master» сменила не только «прописку», но и все оборудование. Оно соответствует запросам, которые диктует время. Металло-
обрабатывающие станки – фрезеровочный и сверлильный – теперь современные и технологичные, появились различные программаторы для электронных ключей.
Победа в городском конкурсе профессионального мастерства – хороший стимул развиваться дальше. Кстати, у Леонида Букина это не первая награда. В 2007 году он получил благодарственное письмо от администрации города за вклад в развитие бытового обслуживания архангелогородцев.
«В химчистку приезжают «помыться» даже ростовые куклы»
Юлия Кузнецова стала «Лучшим приемщиком-администратором». Юлия уже почти десять лет работает в химчистке «Лавандерия». Устроилась она туда сразу после окончания университета.
– По образованию я менеджер организации, а сейчас, по сути, менеджер по работе с клиентами, – рассказала Юлия.
В химчистку «Лавандерия» она устроилась по объявлению, сначала работала в пункте приема на Попова, 14, а последние несколько лет – на Карельской, 35.
– В мои обязанности входит встреча клиентов, я объясняю, что может случиться в процессе чистки, на что клиенты должны быть настроены и к чему готовы, – объяснила Юлия.
Работать с людьми всегда непросто, нужно быть психологически готовым к тому, что общаться придется с разными клиентами. Юлия рассказала, что еще пару лет назад, до кризиса, в чистку приносили все, вплоть до купальников.
– Бывало так, что люди из отпуска приехали, чемодан нам привезли – разбирайте, – объяснила она. – Это было не так накладно, а сейчас все стараются экономить, в основном приносят верхнюю одежду, часто достают из старых запасов то, что хотят перешить, переделать. Кроме того, практически каждый месяц мы делаем скидки, поэтому в основном клиенты идут в «скидочные» дни. Много заказов в осенне-весенний период. Этой весной часто приезжали водители, которые забрызгали кого-то: привозили «пострадавшего» в химчистку, сдавали его одежду и увозили человека домой. Это необычно, но хорошо, что у нас есть ответственные автолюбители.
Среди вещей, что привозят в химчистку, попадаются и совершено нестандартные, в последнее время «помыться» часто заглядывают ростовые куклы.
– Самое интересное в моей работе – видеть результат, сравнивать, какой вещь поступает в химчистку и какой ты ее отдаешь, – поделилась Юлия. – Понятно, не всегда результат радует, бывали курьезные случаи, когда вещь менялась до неузнаваемости, а если что-то не отстиралось, клиенты возмущаются. Но в большинстве случаев они испытывают удивление и восторг, что вещь удалось очистить. Мы не волшебники, но благодаря золотым рукам наших работников вещи удается спасти, преобразить их, подарить им вторую жизнь.
Главные инструменты – пинцет и отвертка
Часовщик Дмитрий Черепанов – победитель в номинации «Мастер – золотые руки». В его небольшой мастерской множество коробочек с механизмами, батарейками, циферблатами и ремешками. Над рабочим столом изогнулись две лампы, в ящике под рукой – необходимые инструменты. И конечно, повсюду часы: наручные, настенные, с маятником и без. Со всех сторон окружает мерное тиканье.
Под эту музыку мастер живет уже 37 лет – с тех пор как, окончив техническое училище № 4 на улице Дачной, стал часовщиком.
Училище, которое Дмитрий Черепанов окончил лучше всех, с четвертым разрядом, дало азы, а остальному учила жизнь. После завершения учебы он работал в цехе часовщиков «Архобл-быттехники» в разных районах города. Чинил часы офицерам и солдатам во время службы в армии. Много опыта дал труд в одиночку в мастерской рядом с магазином «Богатырь». Ездил также на завод «Заря» в Пензу. Когда стали выпускаться кварцевые часы, нужно было их изучить.
– В те времена были часы «Чайка», «Заря», «Ракета» и «Полет». Все. На заводе в Пензе мне дали свидетельство инструктора механических, электронно-механических и кварцевых наручных часов. То есть я мог и других часовщиков уже обучать, – вспоминает Дмитрий Александрович.
В середине девяностых городской цех часовщиков разогнали. Многие профессионалы ушли в свободное плавание, открыв собственные мастерские. Так поступил в 1995 году и Дмитрий Черепанов. Сейчас он остается одним из немногих мастеров в Архангельске.
– Теперь видов часов много – и дорогие, и со сложными механизмами. Я до сих пор учусь. Недели полторы назад ремонтировал часы швейцарской марки «Роже Дюбуи», которые стоят полтора миллиона рублей. Но самые дорогие, которые делал, – «Ролекс» за 32,5 тысячи евро. Но молодежь приносит не только модные или статусные часы. Много несут ко мне старых дедовских и отцовских механизмов. У меня работы хватает, порой даже без выходных работаю, – отмечает мастер.
У него самого на руке интересный экземпляр – белорусские часы «Электроника» производства девяностых годов, которые могут проигрывать разные мелодии. Дома у часовщика лишь одни кварцевые часы, которые ходят беззвучно. Тиканье он предпочитает слушать только на работе, оно помогает погружаться в процесс.
– В мастерской попадаются интересные экземпляры. Вот старинный механизм, примерно конца XIX – начала XX века.Конечно, старые часы сильно отличаются от современных. Там другие металлы используются, они более качественно сделаны. Ремонтировать их несложно, если есть детали, – говорит часовщик.
Составляющие он берет из собственных запасов (за 37 лет практики накопился немалый «архив») или заказывает через Интернет. А если нужно подобрать что-то к очень старым часам, то мастер может самостоятельно выпилить и выточить нужную мельчайшую деталь.
Вспомогательных инструментов у него много, но главные помощники – пинцет и маленькая отвертка. Есть у Дмитрия Черепанова специальные приборы: выколачиватель дырок на браслетах, подставка для работы с ними, потанс для открывания крышек разного вида, электронный прибор проверки точности хода, прибор для проверки микросхем и батареек. Чистку часов можно делать с помощью специальной машины, но мастер делает ее вручную.
Ответственный подход к своему ремеслу – основа успеха часовщика. Ведь никто дважды не обратится в мастерскую, где некачественно выполнили работу. Поэтому Дмитрий Черепанов держится в бизнесе так долго. Кстати, он может дать несколько советов, как правильно обращаться с аксессуаром.
– Навредить способна дешевая батарейка, она может лопнуть, потечь и безнадежно испортить детали. Такой случай был у меня в практике. И даже если дешевая батарейка работает долго, она все равно сильно напрягает микросхему в часах, – отмечает мастер.
Он также говорит, что за часами не нужен какой-то особенный уход. Есть только два правила: не ронять и не мочить. А дальше от владельца поломки уже не зависят. Разве что еще рекомендуется раз в три года разбирать часы и чистить, так как за это время срабатывается масло и детали начинают стачиваться друг о друга. Поэтому необходимо их заново смазывать.
– У каждой марки часов есть свои «болезни». Наиболее болезненные отечественные часы – командирские, часто ломаются, – отмечает часовщик.
Самое важное качество часов во все времена – их точность. А у самих часовщиков есть это качество?
– Если я кому-то что-то пообещал, обязательно сделаю. Если назначена встреча в определенное время, то я буду на месте вовремя. Мне также очень не нравится быть должным, я стараюсь как можно скорее отдавать любые долги, – рассказал о себе Дмитрий Александрович.
Берется за сложные заказы и к работе подходит творчески
Алексей Мирошниченко – «Лучший мастер по ремонту обуви». Алексей приехал в Архангельск из Луганской Республики пару лет назад, сразу устроился работать в мастерскую «Сапожок» (Урицкого, 47/1, «Рембыттехника»).
Несмотря на то что Алексей инвалид по слуху и вынужден ходить со слуховым аппаратом, на качество его работы это никак не влияет, ведь он – профессиональный мастер-обув-
щик. У Алексея уже сформировался свой круг клиентов, многие, приходя в мастерскую, просят, чтобы именно он взялся за ремонт, потому что к своему делу мастер относится со всей ответственностью.
Алексей – универсальный специалист, он берется за любую работу: ремонт, восстановление, покраска, чистка. Справляется даже с самыми сложными заказами, потому что подходит к делу творчески. В мастерской его ценят еще и за то, что у Алексея нет вредных привычек, которые мешали бы работе.
Алексею чуть больше тридцати лет, ему нравится Архангельск, он собирается остаться здесь, связать свою жизнь с нашим городом. Работая в обувной мастерской, он доказывает, что инвалидность – это не проблема, это не то, что может помешать человеку стать профессионалом высокого класса.