Фото из соцсетей работодателю не понравится

Люди и события

Как составить резюме, понравиться потенциальному работодателю и не сболтнуть лишнего на собеседовании – советы от специалистов Центра занятости

Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда перед ним встает вопрос поиска работы. Выпускники вузов и техникумов проходят свои первые собеседования, а люди зрелого возраста с опытом ищут более интересные и оплачиваемые вакансии. Сотрудники Центра занятости населения города Архангельска дали советы, которые пригодятся людям, желающим трудоустроиться.

Поиск работы начинается с составления резюме – документа, содержащего информацию о профессиональных навыках и опыте. Резюме уже давно перестало быть формальностью, это современный инструмент поиска работы. С каждым годом появляются новые формы, широко используется видеорезюме: такая форма самопрезентации используется, когда важно сразу показать, что у вас хорошо развиты коммуникативные навыки, приятная внешность, что вы можете работать с публикой.

– Востребованным остается и традиционное резюме, – рассказала Екатерина Пачина, начальник отдела переобучения и профессиональной ориентации граждан Центра занятости населения Архангельска. – Его цель – заинтересовать потенциального работодателя, поэтому оно должно быть грамотным с точки зрения стилистики, русского языка, грамматики, в нем необходимо указать наиболее сильные стороны личности соискателя. Кроме того, резюме должно быть кратким, один лист формата А4. Как правило, работодатель просматривает резюме всего 20 секунд, поэтому автобиографию на трех-четырех листах он точно читать не будет. Даже если с обратной стороны листа очень хочется что-то написать, лучше этого не делать: туда никто не заглянет.

Основной момент, который следует отразить в резюме, – это контактные данные, необходимо предус-
мотреть как можно больше каналов связи: телефон мобильный, домашний, электронную почту. Что касается последней, то электронный адрес должен быть корректным, никаких уменьшительно-ласкательных производных от имени, «лапушек», «суперменов» и т. д.

– В резюме обязательно указать направление работы или цель, – пояснила Екатерина. – Можно указать три направления: идеальное место работы, реальное (исходя из востребованности и опыта) и запасной вариант. Не нужно смешивать в одну кучу разные направления, например торговлю и образование, лучше подготовить для этого разные резюме.

Должны быть указаны профессиональные компетенции, умения, опыт работы. Следует с осторожностью описывать свои деловые качества. Если вы претендуете на должность бухгалтера, не стоит главным своим качеством указывать коммуникабельность, гораздо важнее для этой должности усидчивость, внимательность и ответственность. К информации, которую не следует указывать в резюме, можно отнести удаленность вашего места жительства и наличие маленьких детей, эти вопросы лучше обсудить непосредственно на собеседовании. Семейное положение можно тоже не указывать, с одной стороны, его наличие говорит о том, что вы человек ответственный и серьезный, однако если работа связана с разъездами, это может послужить барьером. Иногда не стоит указывать в резюме, сколько вам лет, это касается людей зрелого возраста, пенсионеров. Даже если вы обладаете высокими профессиональными компетенциями, возраст может отпугнуть работодателя при первом прочтении резюме.

Надо учитывать и тот факт, что информацию о вас работодатель будет черпать из разных источников, в том числе из социальных сетей, поэтому, выкладывая что-то на страничку «ВКонтакте», подумайте, хотели бы вы, чтобы ваши фривольные фото в компании друзей или на пляже видел потенциальный работодатель.

Грамотно составленное резюме – залог того, что с вами захотят познакомиться лично. Согласно статистике, успешным бывает только 42-е собеседование с работодателем, потому не стоит отчаиваться, если не сразу все идет гладко. Однако есть правила, которые помогут сократить этот путь.

– К собеседованию нужно подготовиться, провести предварительную работу, постараться как можно больше узнать о работодателе, – объяснила Екатерина. – Во время собеседования нужно вести себя естественно. Стараться отвечать правдиво, так как признаки лжи на вашем лице профессионалам отчетливо видны. Все, что от вас требуется во время собеседования, – внимательно слушать и отвечать на вопросы. Работодатель будет задавать вопросы разного характера, чтобы узнать как можно больше о вас как о личности, проверить вашу стрессоустойчивость, коммуникабельность и профессиональные компетенции.

Во время собеседования уместно не только слушать и отвечать, но и самому задавать вопросы, демонстрирующие вашу заинтересованность. Стоит спросить о коллективе, о графике работы, о социальных гарантиях, показать знание организации. А вот вопрос о заработной плате лучше оставить на самый конец беседы.