Бойцы невидимого фронта

Люди и события

Чекисты-разведчики не только героически воевали на передовой, но внедрялись в самое логово противника

20 декабря наша страна отмечала День работника органов госбезопасности. В связи с этой датой хотелось бы рассказать о подвигах чекистов НКВД во время войны, в том числе о героическом прошлом разведчика Степана Гоменюка, внедренного во вражескую разведшколу.

Хорошее здоровье и умение ходить на лыжах

Судьба чекиста Степана Дмитриевича Гоменюка была необычной: по роковой случайности оказавшись в тюремных лагерях, он попал сначала в партизанский отряд НКВД «Папанинцы», а затем стал агентом в логове фашистов.

Военные действия на Севере начались 29 июня 1941 года с переходом в наступление немецкой армии «Норвегия», в составе которой насчитывалось четыре немецких и две финских дивизии. В ночь на 1 июля финские войска вторглись на территорию СССР в приграничных районах Карелии.

Для помощи войскам Карельского фронта руководством управления НКВД по Архангельской области было принято решение о формировании партизанского отряда. У чекистов не было профессиональных бойцов – в ведении ведомства значились только исправительно-трудовые лагеря. Выбора не было, и спецчасти при лагерях осенью 1941 года приступили к отбору людей из числа осужденных по бытовым и воинским преступлениям, которым можно было доверить оружие. Главными условиями отбора были хорошее здоровье, умение ходить на лыжах, отбытие половины срока наказания, положительные характеристики из лагеря.

После тщательной проверки отобранных кандидатов этапами направляли в Архангельск. К сожалению, место формирования партизанского отряда из 20 человек, которому была присвоена кличка «папанинцы», установить не удалось.

Учеба бойцов отряда была организована по сорокачасовой программе. В плане были следующие дисциплины: по десять часов подрывное и лыжное дело, по шесть часов топография и стрелковое дело, по два часа отводилось на изучение метаний и устройства гранат и бутылок с зажигательной смесью, а также на политическую подготовку.

Боевой путь «папанинцев»

Питание бойцов было хорошим, вооружение тоже. В конце ноября 1941 года отряду выдали оружие: 20 винтовок Мосина, патроны по 30 штук на винтовку, три нагана с 28 патронами на каждый. Получено 20 финских ножей, 20 сумок для гранат, 8 тюбиков лыжной мази.

В середине декабря 1941 года бойцы вновь сформированного партизанского отряда были направлены в распоряжение Особого отдела Карельского фронта в город Беломорск. В  докладной записке заместителя начальника отдела НКВД Карельского фронта руководству УНКВД по Архангельской области указывалось, что «совместно подобранная диверсионно-разведывательная группа в составе 20 человек (ранее партизанский отряд) во главе с командиром Мысским И. А. 22 декабря 1941 года была переброшена (18 человек) в тыл германо-финских войск с диверсионным заданием».

Но по пути разведка группы натолкнулась на минное поле противника, в результате чего осколком мины один человек был легко поцарапан. Командир группы, вместо того чтобы обойти минное поле и следовать по заданию, дал команду вернуться. После возвращения за трусость были отсеяны и направлены в действующую армию два бойца, еще один отчислен в процессе подготовки за недисциплинированность, двое оставлены по болезни.

1 января 1942 года группа в составе 15 человек была вновь направлена в тыл противника. По пути они столкнулись с подразделением финских войск, в результате боя погибли семеро 583-12бойцов отряда НКВД.

Отряд «Папанинцы был расформирован 4 мая 1942 года. Оставшиеся в живых восемь бойцов были зачислены в ряды Красной армии, в том числе и Степан Гоменюк.

Был «папанинцем», стал ленинградцем

В конце 1941 года на территории Финляндии и оккупированной Карелии было создано пять финских разведывательных школ, которые готовили агентов против Советского Союза. Начальниками школ были опытные разведчики, подбирались курсанты с хорошим здоровьем в возрасте от 19 до 40 лет. Агентура направлялась в тыл Карельского и Ленинградского фронтов, города Беломорск, Мурманск, Кандалакшу, а также в населенные пункты Ленинградской, Архангельской, Мурманской и Вологодской областей.

С первых дней войны советская контрразведка предпринимала усилия по внедрению своих людей в финские разведшколы. В качестве разведчика Особого отдела Карельского фронта был использован бывший боец отряда «Папанинцы» Степан Гоменюк.

Уроженец Украины, он после окончания семилетки уехал на заработки в Ленинград, где трудился на заводе «Большевик». После службы в армии по оргнабору выехал в Архангельскую область, устроился на работу заведующим почтовым отделением. Добросовестно работал, много читал, занимался спортом, помогал деньгами матери. Однако на почте оказались нечестные люди, которые воспользовались слабым контролем со стороны заведующего и совершили крупную растрату государственных средств. Гоменюк был осужден на два года «за преступно-халатное отношение к служебным обязанностям» с отбыванием срока заключения в исправительно-трудовом лагере. В лагере он работал старательно и шел на досрочное освобождение.

В поле зрения Особого отдела Карельского фронта Гоменюк попал не случайно. Среди бойцов отряда он выделялся дисциплиной, смекалкой, хорошим здоровьем. Ему предложили особое задание – отправиться в тыл врага с целью внедрения в одну из разведывательных школ противника. К концу февраля 1942 года подготовка Гоменюка как разведчика под кличкой Ленинградец была завершена.

Фронт в тылу врага

В одну из мартовских ночей 1942 года Ленинградец был переброшен в тыл финнов под видом изменника Родины. Сначала он попал в лагерь для советских военнопленных, где царили  жесткий режим, тяжелый труд на каменоломнях. Степан проявлял исполнительность. Примерно через три недели «перебежчика» Гоменюка стали вызывать в канцелярию лагеря для бесед о службе в Красной армии, судимости, обстоятельствах перехода на сторону противника.

После многочисленных проверок его приняли курсантом в Петрозаводскую разведывательную школу под псевдонимом Александр Морозов. Вскоре в школе начались регулярные занятия. Днем – спецдисциплины, вечером – лекции о государственном устройстве, экономике, Вооруженных Силах СССР, успехах армии «великой Германии». Гоменюк сразу обратил внимание на царившую в школе обстановку подозрений и страха. Групповые сборы и доверительные беседы не разрешались. Руководство школы поощряло антисоветски настроенных курсантов, доносивших о поведении своих сокурсников.

Степан приступил к выполнению задания советской разведки. Он знакомился с курсантами, присматривался к ним, старался узнать их прошлое, настоящие имена. Гоменюку удалось убедить двух курсантов после переброски на советскую территорию с диверсионным заданием явиться с повинной в Особый отдел Карельского фронта.

После учебы агент Александр Морозов был переброшен в тыл русских войск с заданием организовать взрыв в здании штаба Карельского фронта в Беломорске, а также собрать сведения об установленном в гарнизоне режиме. Он сообщил нашим о деятельности разведшколы, об агентах, подготовленных к выброске в тыл советских войск со шпионско-диверсионными заданиями.

Для достоверности советские контрразведчики организовали взрыв пустых складов вооружения, приведший к большому пожару, и распространили слухи, что это дело рук диверсантов. А Гоменюк, возвратившись в разведшколу, доложил, что штаб армии из Беломорска передислоцирован в неизвестном направлении и поэтому он решил взорвать армейские склады вооружения. Позднее аэрофоторазведка зафиксировала пожар и подтвердила эти слова. Задание было «выполнено», агент Александр Морозов получил от командования медаль «За заслуги» второй степени.

Положение советского агента в стане врага заметно укрепилось, ему было предложено остаться в учебном центре разведки. Став инструктором, Гоменюк получил право беспрепятственного передвижения внутри школы, мог свободно выезжать даже в Петрозаводск. Все это значительно расширило его возможности. Изучая курсантов, Гоменюк находил людей, давших согласие на зачисление в разведшколу с целью вырваться из лагерного ада. Степан осторожно склонял их к невыполнению заданий. Являясь в органы советской контрразведки с повинной, эти агенты охотно рассказывали о своих сокурсниках, переброшенных через линию фронта одновременно с ними.

Летом 1944 года войска Карельского фронта освободили Петрозаводск. Отступая, администрация разведшколы вывезла с собой наиболее перспективных агентов, в их числе и Гоменюка, который затем по финскому паспорту устроился на службу в пограничную охрану в районе Петсамо.

Имеется две версии возвращения Степана Гоменюка на родину. По первой версии, в мае 1945 года он нашел возможность посетить Союзную контрольную комиссию и его тайно на самолете вывезли в Ленинград. По другой, финской версии, Гоменюк в ноябре 1944 года был передан в СССР.

Возвратившись в Ленинград, Степан Дмитриевич представил в военную контрразведку ценные сведения о деятельности разведорганов противника, об агентах финской разведки.

За успешное выполнение заданий Особого отдела Карельского фронта в тылу врага и проявленные при этом мужество и стойкость Степан Дмитриевич Гоменюк был представлен к награде.

Валерий Карьялайнен, краевед