Новый сезон в Архангельском театре драмы открыт спектаклями о гранях сумасшествия
1 октября на камерной сцене публике представили постановку «Блогер» по «Запискам сумасшедшего» Гоголя, а 2 октября на основной сцене состоялась премьера «Русской народной почты».
Два героя из разных эпох
Оба спектакля, кажется, нужно воспринимать вместе, поскольку они показывают сложноустроенный душевный мир пресловутого «маленького» человека, постепенно сходящего с ума. И даром что герои разных возрастов и исторических эпох.
С одной стороны, это титулярный советник Аксентий Поприщин, живущий в начале XIX века. С другой – персонаж «Русской народной почты», пенсионер из девяностых, не случайно, конечно, названный по-чеховски Ванькой Жуковым.
Оба тотально одиноки, и за неимением собеседников увлечены письменностью: один берется за перо и ведет дневник, другой сочиняет письма самому себе. И оба – носители высоких идеалов, которые на первый взгляд кажутся и нелепыми, и неуместными в этом лучшем из миров. И наконец, это люди с обостренным, болезненным чувством справедливости. Оно поглощает их настолько, что в конце концов приводит к потере разума: Поприщин мнит себя испанским королем, Иван Сидорович получает письма от марсиан и диванных клопов.
Минимум реквизита, максимум актера
Несмотря на такое количество общих черт содержания, все-таки по форме спектакли разные. «Блогер» назван так, видимо, и для того, чтобы зазвать в театр молодежную аудиторию. Впрочем, неуверенным пользователям Сети не стоит пугаться интернет-тематики: видеоэкран в спектакле использован весьма лаконично, а от текста классика отступлений не замечено.
Очень интересны пластические находки, вкупе с экраном они местами больше говорят о состоянии Поприщина, чем его собственные слова. Срежиссировал действо, позаботился о световой, пластической и звуковой партитурах актер Игорь Патокин, и эта постановка уже вторая его попытка поразмышлять на материале повести Гоголя (в 2011 году он делал это с другой командой). Сценографией и костюмами занималась Анна Патокина. Она же исполнила роль Панночки, то есть не столько возлюбленной героя, сколько его страшного наваждения.
Минимум используемого реквизита выдвигает на первый план актера, который, впрочем, и так максимально приближен к зрителю, ведь постановка идет на камерной сцене. Главную роль исполняет Иван Братушев. Он ведет свой богатый интонационными рисунками монолог, вовлекая публику во внутренний диалог. Исполнение очень эмоциональное, с открытой душой, но в то же время сохраняющее некую отстраненность и интимность, присущую дневниковым записям. Изобретательная пластика движений, а также мгновенные переходы из одного состояния актеру удались на славу. Особенно хороша часть, изображающая в лицах переписку собак.
Еще одно безумие
Совсем другая сценография, удивляющая изобретательностью, у «Русской народной почты», хотя в ней тоже задействованы лишь два актера. Причем играют спектакль двумя составами: Сергей Чуркин в паре Натальей Латухиной и Андрей Калеев с Тамарой Волковой.
Здесь иная визуализация безумия героя. Что ж, ведь каждый сходит с ума по-своему. Обилие деталей, мастерское вплетение в действо театра кукол, точные актерские работы, которых не затмевают диковинные декорации и некоторые весьма харизматичные второстепенные персонажи, приводят к эмоциональному потрясению от игры, от фантазии драматурга Олега Богаева, который специально приехал на премьеру, и работы режиссера Андрея Тимошенко, а также всей постановочной группы (музыкальных оформителей Тимура Файрузова и Леонида Лещева, художника по свету Михаила Юданова и балетмейстера Ольги Мурашовой).
Великолепен финал спектакля, выводящий зрителя на пик сочувствия и эмоцио-нального переживания. В конце герой сталкивается не только и не столько с социальными проблемами (хотя и социальная сатира здесь тоже важна), сколько ощущает себя наедине с экзистенциальной проблемой, перед лицом Смерти. Мы видим его одиночество поистине в космических масштабах. И в итоге Иван Сидорович не может выдержать этого рандеву с обаятельной, но жестокой и неумолимой кукловодицей, увлекающей в вечность.
Фото: Анастасия Онучина/предоставлено Архангельским театром драмы