Здесь делает покупки даже Дед Мороз

Люди и события

Предприятие «Беломорские узоры» шьет подарочные мешки, которые отправятся в сказочную резиденцию в Великом Устюге

Отсюда разлетаются по всей стране щепные птицы счастья, разъезжаются по городам и весям колоритные матрешки, а также глиняные человечки и зверюшки – знаменитая каргопольская игрушка… Все это сделано в исконно северных традициях. Предприятие «Беломорские узоры» неслучайно называют одной из визитных карточек нашего региона.

Традиции с налетом современности

– Мы специализируемся на изделиях, выполненных вручную: авторские работы и редкие сувениры в стиле Русского Севера. Наше предприятие призвано сохранить, развить, показать людям, как это было. Стремимся действовать в традиции, но с привнесением налета современности. Стараемся, чтобы это были вещи утилитарные, чтобы их можно было использовать, – рассказывает генеральный директор предприятия Ксения Корельская.

«Беломорские узоры» работают в таких направлениях, как художественная обработка древесины, вышивка, вязание, ткачество и каргопольская глиняная игрушка. На предприятии трудится 70 человек. Мастера все опытные. Есть даже те, кто отдал предприятию 40–45 лет.

История «Беломорских узоров» началась в 1968 году. Тогда руководитель вновь созданного предприятия Валентина Дерягина отправилась в экспедиции по Архангельской области. Она искала мастеров, необычные изделия, интересовалась традициями. Многие привезенные ею образцы можно увидеть и сейчас в небольшом музее на предприятии.

Впечатляет целая коллекция прялок из северных деревень, сделанных в конце XIX – начале XX века. Практически каждая с оригинальной росписью.

– У нас в Архангельской области 11 видов росписи, на этих прялках представлены почти все ее разновидности: борецкая, северодвинская, ракульская, онежская… А во главе всех сейчас стоит мезенская – ее все любят и знают. Считается, что она к нам пришла прямо из наскальных рисунков, когда у людей ничего не было под рукой, кроме красной глины и черной золы от костра. Сейчас, конечно, наши художники делают ее более сложной, красивой, изящной, – поясняет Ксения Юрьевна.

Когда-то на «Беломорских узорах» мастерили изделия из камня, шили из кожи и меха рукавицы, сумочки и панно, плели из лозы стулья, столы и вазы. Теперь они остались только в качестве экспонатов.

– А ходим мы здесь в музее по нашим тканым дорожкам, которые, как и все остальное, делаются мастерами вручную, – рассказывает Ксения Корельская. – Длина дорожки может быть любой, а ширина 60 или 70 сантиметров – такие возможности у наших станков.

Тканые дорожки на протяжении вот уже сорока лет создает Галина Дружинина. В 2014 году Галина Ивановна за добросовестный труд была награждена орденом Дружбы. На торжественную церемонию она ездила в Москву, а вручал ей награду президент России Владимир Путин.

Когда сказку можно сшить

Из музея направляемся в швейный цех, где в воздухе витает новогоднее настроение. Мастерицы кроят, шьют и вышивают салфетки, полотенца, скатерти, грелки на чайник с символом года – Петухом.

– Сначала берется калька, на нее иголкой наносится узор, дальше эта калька накладывается непосредственно на кусок льна, промазывается смесью керосина и парафина. Остаются небольшие черные точечки – контуры. Именно по ним вышивальщица должна выполнить узор, – раскрывает нам секреты Ксения Корельская.

Как это выглядит на практике, нам продемонстрировала Елена Ленинская, которая трудится здесь 34 года. Благодаря ее умелым рукам на кусочке льняной ткани довольно быстро появляется Дед Мороз, а потом и надпись: «Великий Устюг».

Оказывается, это заказ резиденции Деда Мороза. Ее представители покупают на «Беломорских узорах» изделия для сувенирной лавки, в этом году попросили сделать льняные мешочки, куда можно не только положить новогодние подарки, но и затем использовать их в быту – под хлеб, крупу.

Новогодние мешочки, а также футляры на бутылку видим и в цехе вязания: мягкие, уютные, с северными орнаментами…

– Мы вяжем шапочки, рукавички, шарфики, носки, гетры, свитера, детские костюмчики, – рассказывает начальник цеха вязания Ольга Соболева. – Все делаем по перфокартам, в которые заложены узоры, по ним вывязываем.

Ольга Владимировна демонстрирует несколько пар разноцветных варежек.

– Вот на этих пинежский узор, а здесь – лешуконский, – объясняет она. – У нас есть маленькая книжка, в ней собраны все старинные узоры. Используем их, но при этом экспериментируем, чтобы всегда получалось по-разному.

В художественный цех попадают «полуфабрикаты», изготовленные столярами. Художники работают по утвержденным образцам, но привносят свое видение.

Главный художник предприятия «Беломорские узоры» Татьяна Спирина работает над необычными новогодними украшениями.

– Столяр сделал деревянные заготовки в виде елочек, варежек, валенок, сейчас я их раскрашиваю, – делится Татьяна Альбертовна. – Из цеха вязания к нам поступили обрезы с традиционным северным орнаментом, дальше буду вшивать в них ватин и крепить к елочке. И в завершение сделаю обрамление из белых ниток – получится объемная елочка, покрытая снегом.

Художник Лидия Альбаум сосредоточенно делает зимний пейзаж на берестяном коробе. Не отрываясь от работы, рассказывает, что еще в детстве хотела трудиться только в «Беломорских узорах».

– Раньше предприятие располагалось в деревянном здании на углу Троцкого проспекта (в то время – Павлина Виноградова) и улицы Володарского, на первом этаже. Окна находились чуть ли не вровень с тротуаром, и было очень хорошо видно, что мастера делают. Я, когда проходила мимо, всегда засматривалась и думала, что буду работать только здесь. Так и получилось. Пришла сюда в 1974 году, и ни разу не было мысли уйти, – говорит Лидия Анатольевна.

Матрешки-ненки поедут в Москву

Из цехов вся продукция поступает на склад.

– Здесь мы формируем посылки для заказчиков, отправляем их в разные города России и даже зарубежья. Сейчас стали работать с Японией, они берут у нас вышивку, изделия из дерева, – рассказывает Ксения Корельская.

На полках в несколько этажей расставлены шкатулки, туеса, короба, солонки-куколки, каргопольская игрушка… И целый стол матрешек, в том числе необычные – ненки.

– Эти 30 матрешек-ненок по заказу сделаны, скоро в Москву поедут, – делится директор. – А еще у нас матрешек на свадьбы заказывают, они пятиместные: первый – жених в темном костюме, в нем невеста в белом платье, дальше детки и последний младенец. А вот эта матрешка в голубом – с шенкурской
росписью, мастер Елена Соболева по-другому ее сделала, чтобы она отличалась от остальных.

Здесь же видим самые разные птицы счастья – с росписью и без, миниатюрные и огромные. Есть они и в виде вышивки – на фартуках, на прихватках.

– Мы не стоим на месте, а двигаемся вперед, придумываем что-то новое, – говорит Ксения Корельская. – У нас люди творческие и талантливые, я горжусь ими.

Наталья Сенчукова, фото: Кирилл Иодас

Это слайд-шоу требует JavaScript.