Архангельское отделение реабилитации УФСИН сотрудничает с Норвегией. Совместные проекты помогают наркозависимым обрести смысл жизни, научиться справляться с пагубным пристрастием
Обменяться опытом реабилитации наркозависимых заключенных в наш город прибыли сотрудники директората Национальной службы исполнения наказаний Королевства Норвегия.
Это уже не первый визит норвежской делегации в Поморье, весной они посетили Архангельскую воспитательную колонию, а теперь приехали взглянуть на отделение медико-социальной реабилитации областной больницы УФСИН. Здесь уже больше двух лет наркоманы со стажем возвращаются к трезвой жизни. Подобных центров в нашей стране всего три, архангельский считается одним из лучших.
Терапия общением
Центр для реабилитации наркозависимых располагается в небольшом здании на территории областной больницы УФСИН. Выздоравливать осужденным помогает изоляция от общества и практически домашние бытовые условия: уютная кухонька, душевая, большие комнаты для отдыха, спальни на пять человек и даже свой тренажерный зал.
Реабилитация проходит по программе Миннесотской модели терапии зависимости (на основе «12 шагов»), цель которой – помочь человеку осознать болезнь, признать собственное поражение в борьбе с пагубным пристрастием, обратиться за помощью и обрести смысл жизни. Основа программы – милиотерапия, или терапия средой, терапевтическое сообщество. Конечно, не все идут сюда с благими намерениями: зачастую осужденные обращаются в отделение реабилитации только для того, чтобы «мотать срок» в комфортных бытовых условиях. Но выздоровление в конечном итоге ждет именно тех, кто осознает, что может получить здесь гораздо больше чем мягкую постель.
– Когда осужденные приезжают к нам, у них есть две недели, чтобы сориентироваться. После этого примерно треть решает, что они уедут обратно в исправительное учреждение и будут «выздоравливать» без нашей помощи, – поясняет медицинский психолог Ольга Боговая.
Помимо нее, здесь работает еще врач-психотерапевт Елена Боярская. Реабилитацию одновременно проходят десять человек.
Утро у пациентов начинается с подъема, потом – завтрак и свободное время, когда ребята делают письменные задания или выполняют хозяйственные работы, например благоустраивают территорию.
– Непосредственно реабилитационные мероприятия начинаются с 9:00, видеолекция, групповая работа, обед и снова работа в группах, которая позволяет посмотреть на себя со стороны, произвести переоценку своего поведения и принимаемых решений, – рассказала Елена Боярская. – С шести часов вечера ребята смотрят фильм, который специально подобран, помогает еще раз посмотреть на последствия употребления или задуматься о смысле жизни. В восемь вечера они самостоятельно проводят собрание анонимных наркоманов. И так семь дней в неделю в независимости от нашего присутствия и выходных-праздников.
Наркозависимые находятся здесь в среднем от шести до девяти месяцев или же до момента условно-досрочного освобождения либо окончания срока. Чтобы попасть на реабилитацию в отделение, они пишут заявление у себя в колонии. На сегодняшний день очередь из желающих оставить в прошлом употребление наркотиков и алкоголя достигла почти 30 человек.
Наркотики попробовал в 15 лет
Антон в отделении реабилитации уже год, в колонию он, как и большинство реабилитантов, попал за распространение наркотиков. Осужден на восемь лет, четыре уже отсидел. С зависимостью пытался бороться еще на воле, но безуспешно.
– Я пробовал разные методы реабилитации, но все равно возвращался к наркотикам, – объяснил он. – Когда оказался в колонии и узнал, что есть такое отделение, решил попробовать «завязать». Условия здесь, конечно, хорошие – есть спортзал, терапевтические группы. На первых порах для многих осужденных именно бытовые условия служат мотивацией, чтобы оставаться здесь, но в дальнейшем они понимают, что быт не главное.
Антон в отделении находится уже в роли «равного» консультанта, то есть того, кто прошел длительный курс реабилитации, осознал свою проблему и может помочь идти по этому пути другим.
– Планы на будущее – и дальше следовать программе. Благодаря ей я вижу выход, могу реально оставаться «чистым», трезвым, не употреблять наркотики, – поделился Антон.
Алексей из Москвы в отделении больше двух лет, он тоже отбывает наказание за продажу наркотиков. Осужден на восемь лет, отсидел больше пяти. Как и Антон, он помогает остальным наркозависимым в качестве «равного» консультанта.
Алексей был ребенком, когда его мама и папа развелись. Родители постоянно «делили» сына, не замечая, что в мальчике копятся злость и обида.
– Я не хотел быть ни там, ни там и нашел свое место на улице, – рассказал он. – В 13 лет я попробовал алкоголь, а в 15 – наркотики, плотно «сел на иглу». Когда попал сюда и меня спросили, что я чувствую, я понял, что ничего не чувствую, я пустой. Тогда мне стало интересно, почему я употребляю наркотики, почему вся моя жизнь крутилась вокруг них? Я всегда считал, что мир против меня, что мир мне должен, теперь я понял, что на самом деле мир мне ничего не должен. Я чувствовал постоянно боль и выносил эту боль на окружающих людей, к чему бы я ни прикасался, все разрушал. А здесь я понимаю, что могу не разрушать, а, наоборот, создавать что-то. Разве я мог подумать, что буду лепить фигуры из снега? Мне ведь уже 30 лет! А когда здесь на территории больницы участвовал в этом – мне нравилось, я получал детскую радость, о которой, наверное, мечтал годами.
Алексей признался, что ему до сих пор бывает очень плохо на душе. Но когда он об этом говорит, становится легче, он понимает, что боль не будет продолжаться всегда.
– У меня внутри много боли, много обид, но я работаю над собой, и лучшее, чему я здесь научился, – говорить об этом, – объяснил он. – Теперь у меня есть надежды, планы на будущее, собираюсь писать на УДО.
Норвежский опыт
Торунн Хаслер, старший советник директората Национальной службы исполнения наказаний Королевства Норвегия, рассказала, что система реабилитации в исправительных учреждениях наших стран очень похожа, но есть и существенные отличия.
– Мы используем программу реабилитации «Найти путь», она создана профессиональной группой, которая занимается реабилитацией наркоманов на свободе, – рассказала Торунн Хаслер. – Ее создатели предложили свой метод нам, переработали, чтобы программу можно было реализовать в тюрьмах, а когда осужденные освобождаются, они могут продолжать лечение на свободе. Методика не особо отличается от программы «12 шагов», которую используют в Архангельске, она тоже основана на милиотерапии, терапии средой, «домашними» отношениями между людьми, чтобы человек чувствовал себя защищенным и мог работать над собой.
В Норвегии реабилитационные центры существуют не в каждом исправительном учреждении, всего таких центров 13. Одно из основных отличий между нашими системами реабилитаций – использование медикаментозной терапии. В России она не применяется, а в Норвегии используется во всех случаях.
– Мы используем медикаментозную терапию практически всегда, хотя у нас это тоже спорный вопрос, есть противники, есть защитники этого метода, – пояснила Торунн Хаслер.
Реабилитация в архангельском отделении проходит без лекарств, для осужденных это возможность вернуться к нормальной жизни. И многим это удается.
– Примерно 30 процентов наших выпускников остаются трезвыми – мы поддерживаем с ними связь, – рассказала Елена Боярская. – Раз в месяц к нам в отделение приходят члены сообщества «Анонимные наркоманы», проводят совместную группу, оказывая ребятам поддержку. Эта взаимосвязь для осужденных очень важна, им необходимо знать, как, будучи на пути выздоровления, оставаясь наркоманом, судимым, сохранить трезвость на свободе. Реабилитация помогает найти новый путь и попробовать начать жизнь заново.
Анна СИЛИНА, фото: Кирилл ИОДАС