Экстрим на пазиках

Городское хозяйство

Для жителей округа Майская Горка поездка на транспорте в час пик — целая проблема

Каждое утро поездка в общественном транспорте для Татьяны Семеновой из Майской Горки превращается в экстремальное путешествие.

Больше всего она и другие пассажиры страдают из-за переполненности автобусов. На все остальное – нецензурные разговоры по рации, хамоватое «обслуживание» и гонки на дорогах – многие уже внимания не обращают, потому что полно других забот: ни на кого не наступить, никому локтем в глаз не заехать, да и за сумкой приходится поглядывать – карманники в Архангельске нечасто, но встречаются.

– Горожане едут на работу, на учебу, а еще – в поликлинику №2 на улице Северодвинской, своей в Майской горке нет, – рассказала Татьяна Семенова. – Что касается такси, вызвать 629-36автомобиль в утренний час пик практически нереально. На самом деле свободных машин достаточно. если вы планируете отправиться, например, на Варавино, заказ у вас примут, а вот везти пассажиров из Майской Горки в центр города таксисты не хотят: придется стоять в пробке.

В Майской горке «транспортную» проблему выносили даже на обсуждение общественного совета, особенно беспокоит горожан маршрут № 61.

– 61-й автобус очень редко ходит, вообще непонятно, какое у него расписание: иногда три пазика подряд идут, а иногда не дождешься, – рассказала Зоя Вячкуткина, председатель общественного совета округа Майская горка. – Но самая главная проблема зимой: когда автобусы переполнены уже на конечной, дальше они едут по Галушина без остановок. А кроме 61-го маршрута по Троицкому проспекту от нас не идет других автобусов. Кроме того, около часа дня у водителей тоже перерыв. А когда пожилые люди возвращаются из поликлиники, они ждут автобус на остановке у ТЦ «Двинские Зори», но он проносится мимо, потому что останавливаться там ему неудобно. В общем, положение ужасное.

Прямиком с утра в понедельник мы отправляемся «ловить» пазики. На конечной остановке маршрутов 61 и 62 «6-й микрорайон» мы стоим уже в половину восьмого. Пока никакого криминала:  61-й автобус отправляется каждые четыре-пять минут, у пассажиров, что заходят на «конечной», есть возможность устроиться на сиденьях, а не толкаться в проходе.

Через пару остановок автобус уже полный. Причем за 15 минут, что мы караулили 61-й маршрут на остановке «Галушина», мимо проехало 10 пазиков, из них только три – в сторону города.

Но самое «жаркое» место – остановка у ТЦ «Макси». Автобусов здесь ходит много, но и людей тоже порядочно. Пазики подъезжают буквально друг за другом – выбирай любой. Но каждый из них уже переполнен настолько, что забраться внутрь можно, лишь «утрамбовав» остальных пассажиров.

Одна из женщин на остановке объясняет, что такая ситуация здесь каждый день, правда, ей расталкивать локтями других пассажиров не приходится, она регулярно ездит отсюда только на автобусе № 4: маршрут не пользуется бешеной популярностью, потому что не идет дальше улицы Воскресенской.

– Мне ехать до «Астры», поэтому 4-й – самый удобный маршрут, хотя ходит он нечасто, иногда минут по двадцать ждешь, а иногда быстро подъезжает – раз на раз не приходится, – рассказывает она. – Но и едет, конечно, долго, по утрам по пробкам минут сорок необходимо, чтобы добраться до места.

629-37Другая женщина едет в Первую поликлинику на работу. Она объясняет, что, если выезжать ей приходится около шести часов утра, она садится на остановке, что на улице Галушина, на пресловутый 61-й автобус.

– В шесть утра свободные места в автобусе есть всегда, но ждать его порой случается по полчаса, считайте, по утрам он ходит каждые 15 минут, а если одного рейса нет, то до следующего как раз полчаса, – рассказывает она. – А сегодня мне на работу к девяти, в это время на улице Галушина в 61-й автобус уже не сесть, поэтому пришлось идти на другую остановку.

Если от «Макси» и с Галушина с трудом, но уехать все-таки можно, шансов у тех, кто дожидается пазиков на остановках «Октябрят» и «Ильинская», в разы меньше: объезжая пробки, автобусы сворачивают с маршрутов и едут по улице Вельской. Чтобы проверить, так ли это, устраиваем «засаду» на перекрестке улиц Вельской и Касаткиной. Не прошло и пары минут, как в клубах пыли на горизонте показывается пазик – маршрут № 42, он проносится по колдобинам мимо нас. Спустя несколько минут едет автобус №7у, но, завидев фотографа, сворачивает на улицу Касаткиной и обратно на Ленинградский проспект.

Вероятно, таким маневрам есть какое-то оправдание и водители автобусов считают, что именно так следует поступать. Возможно, даже некоторые пассажиры в салоне одобряют отклонение от маршрута, хотя вряд ли, ведь им приходится прыгать на ухабах в переполненном автобусе, вися на поручне. Но как же быть с теми, кто остался на остановках, «обделенный» вниманием водителей пазиков? Или считается, что их дела подождут?

В тему

Департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска принято решение расторгнуть договор с индивидуальным предпринимателем, работающим на маршруте № 33, из-за многочисленных нарушений договорных обязательств.

Для обеспечения жителей левобережных районов и острова Краснофлотский услугами пассажирских перевозок с 29 мая 2017 года в часы пик будут уменьшены интервалы движения автобусов маршрута № 125 «МР Вокзал – п. Катунино».

Также проводятся подготовительные мероприятия по определению перевозчика для заключения контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров по маршруту № 15у.

Коммент

Алексей ПОТОЛОВ, начальник управления транспорта, дорог и мостов администрации города:

– Для общественного транспорта установлен определенный маршрут движения. если автобусы отклоняются от него, к перевозчику могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные договором. Если данное нарушение носит систематический характер, администрация города может инициировать процедуру расторжения договора в связи с нарушением его условий.

629-34Контроль за соблюдением перевозчиками маршрута и графика движения осуществляет центральная диспетчерская служба МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» посредством системы ГЛОНАСС. В случае выявления нарушений диспетчеры информируют управление транспорта, дорог и мостов, специалисты которого взаимодействуют в рамках правового поля непосредственно с перевозчиком. Конечно, бывают исключительные случаи, когда по тем или иным причинам спутниковая система не видит автобус либо ломается, но даже в таких ситуациях диспетчеры отслеживают соблюдение маршрутов «в ручном режиме».

Факты нарушения маршрутов мы устанавливаем и сами, отдел транспорта и связи в ходе проверок выезжает на участки, по которым автобусы объезжают пробки. Немаловажную роль в вопросах контроля выполняют также органы ГИБДД и Управления государственного автодорожного надзора. Пассажиры тоже могут сообщать о нарушениях, в том числе об отклонении перевозчиков от маршрута, в диспетчерскую МУП «АППП» по телефону 29-39-96 либо в управление транспорта, дорог и мостов по телефону 606-737.

Как правило, после того как мы принимаем меры и наказываем перевозчиков, нарушения идут на убыль, но потом автобусы снова объезжают пробки. Что касается улицы Вельской, в ближайшее время в очередной раз обязательно проверим эту информацию.

О перегруженности маршрута № 61 нам тоже известно. Проблема с выездом из 6-го и 7-го микрорайонов в сторону города возникает в пиковые утренние часы. Чтобы снять напряжение, чуть больше месяца назад мы изменили расписание движения автобусов: уменьшили интервал между рейсами в районе семи-восьми часов утра. После этого обращения горожан по данному вопросу приостановились.

Анна СИЛИНА, фото: Кирилл ИОДАС