Электронный билет пополняется автоматически

Люди и события

Горожане-льготники начинают привыкать к электронным картам для проезда в автобусах

Как и когда зачисляются поездки на социальные проездные карты, могут ли родственники проехать по билету ветерана и будут ли переноситься поездки на следующий месяц? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела транспорта и связи департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Дмитрий Антонов.

– Дмитрий Михайлович, сколько автобусов сейчас оборудовано валидаторами?

– По последней информации, 335, то есть 85 процентов от всего парка, выходящего на линию.

– Поясните, как осуществляется перевозка по электронным билетам? Нужно ли предъявлять паспорт или удостоверение дополнительно к карте?

– Согласно положению об электронном проездном билете льготник предъявляет проездной билет, то есть электронную карту, и документ, на основании которого ему предоставлена льгота. Это может быть паспорт – для граждан старше 70 лет – либо ветеранское удостоверение, если пассажир пользуется льготой по закону о ветеранах.

– Я так понимаю, что количество поездок обнуляется в начале месяца. А как зачисляются деньги или определенное число поездок на карты?

– 20 льготных поездок зачисляются автоматически 1-го числа каждого месяца. Неизрасходованный остаток на следующие периоды не переносится.

– А как пассажиру узнать баланс поездок на карте?

– Эта информация высвечивается на валидаторе, следовательно, льготник всегда может спросить кондуктора о количестве израсходованных и оставшихся поездок и лично посмотреть на валидаторе.

– Дмитрий Михайлович, пожалуй, самый больной для ветеранов вопрос – почему сгорают поездки в конце месяца и не переносятся на следующий? Очень много жалоб идет на то, что поездки по месяцам не суммируются. Раньше (как говорят ветераны) выдавалось 60 поездок на квартал и их было легче рассчитывать. Сами понимаете, люди пожилые, они могут месяц лежать в больнице или не выходить из дома по болезни, а на следующий месяц наверстать упущенное. А сейчас начнутся дачи, и снова ветераны уезжают на месяц-два из города, за это время их поездки на картах сгорают. С чем связано начисление поездок  именно на месяц и нельзя ли сделать хотя бы на квартал?

– Для чего раньше было сделано 60 поездок на квартал? В первую очередь для удобства льготников, ведь талоны распространялись через определенные киоски, нужно было сначала доехать до этого киоска и потом отстоять очередь. Вот почему и решено было выдавать талоны раз в квартал, чтобы не гонять ветеранов каждый месяц. На расчет-то все равно оставался на 20 поездок в месяц. Теперь, когда начисление поездок на карту происходит автоматически, льготнику никуда не нужно ехать, следовательно, отпала необходимость «квартального» отсчета. Вместе с тем вопрос о возможности использования 60 поездок в течение квартала в настоящее время прорабатывается разработчиком программного обеспечения. Однако этот процесс не быстрый, так как потребуется внесение изменений в нормативно-правовые акты.

– Еще один повод для жалоб – почему нельзя передавать электронную карту родственникам? Вопрос из серии – муж, к примеру, лежачий, а жена ездит в том числе и по его делам.

– Потому что законодательством предусмотрена адресная помощь для людей пожилого возраста и ветеранов. К слову, по этой причине льготные карты сделаны именными. То есть пользоваться ей может только сам льготник, на валидаторе эта информация также считывается.

– А куда поступает вся информация с валидаторов и в итоге учитывается количество льготных пассажиров?

– Оператором автоматизированной системы электронного проезда является муниципальное унитарное предприятие «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» (далее – АППП). Вся информация с валидаторов перевозчиков поступает на сервер АППП и там автоматически учитывается. Затем уже администрация города производит выплату перевозчикам за количество перевезенных льготных пассажиров.

– На сегодняшний день что показывает система – «выкатывают» ли архангельские льготники положенные им 20 поездок за месяц?

– Нет. В полном объеме положенные им поездки льготники не используют.

– Где приобрести карту ветерану или пожилому человеку, если он еще ее не получил? А если пассажир потерял свою карту, что делать в этом случае, чтобы его поездками не воспользовался кто-то другой?

– Новые карты выдаются в МУП АППП на Урицкого, 47/1 на четвертом этаже. Если человек получает билет впервые, эта услуга бесплатна. В случае утери либо порчи карты нужно также подойти на предприятие, чтобы они заблокировали старую карту и выдали новую, но стоить это будет 70 рублей.

– А если карту, например, украли вместе с кошельком или сумкой. Можно по справке из полиции получить новый электронный билет бесплатно?

– Нет, бесплатно выдается только первая карта. Выдача повторной в любом случае стоит 70 рублей. Это обычная практика, например, в случае кражи паспорта гражданина Российской Федерации выдача дубликата производится после оплаты государственной пошлины.

– Говорят, что возможности электронных карт будут расширены. Перевозчики уже затратили средства на закупку валидаторов, возможно ли будет использовать их для перевозки всех пассажиров по электронной схеме проезда? И как в таком случае будут пополняться карты?

– Да, возможности карт будут расширяться. В ближайшее время стартует внедрение коммерческих электронных карт для всех пассажиров, то есть появится возможность уйти от мелочи в карманах. Прорабатывается вопрос совмещения социальных карт архангелогородцев, дающих льготы и скидки в ряде магазинов, с транспортными.

Планируется введение школьных карт, которые к тому же могут использоваться и для оплаты обедов в школах. Сейчас прорабатывается вопрос со Сбербанком по поводу пополнения подобных карт – на банкоматах будут установлены специальные карманы. Возможно, в дальнейшем появятся и другие способы пополнения карт.

– Дмитрий Михайлович, по картам все более-менее понятно. Но по-прежнему обслуживание пассажиров оставляет желать лучшего. Очень много нареканий на курение водителей. Куда обращаться и нужно ли каким-то образом фиксировать данный факт?

– Согласен, в наш отдел поступает очень много жалоб на курение водителей и кондукторов в салоне, на грубое обращение. Горожане могут написать нам заявление, мы его рассматриваем и уведомляем об этом перевозчиков. В свою очередь те принимают меры к своим водителям – дисциплинарное взыскание, штрафы.

Кроме того, наш департамент попросил УМВД по городу Архангельску обратить пристальное внимание на курение водителей в салоне, в ходе совместных проверок с ГИБДД составляются административные протоколы за нарушение федерального законодательства – за курение в общественных местах на водителя накладывается штраф. В борьбе с нарушителями мы используем все возможные ресурсы.

– Еще очень часто водители в часы пик съезжают с установленного маршрута. Во-первых они тем самым подвергают опасности пассажиров в салоне, пробираясь по узким второстепенным улочкам и дворам, во-вторых, не забирают людей на остановках. Есть ли наказание за отклонение от маршрута? И как в таком случае работает GPS-система – она же должна показывать диспетчеру, что автобус идет не по маршруту, а по дворам срезает?

– У нас все автобусы привязаны к системе ГЛОНАСС, следовательно, любой случай, когда водитель отклоняется от маршрута либо не доезжает до конечной остановки, считается невыполненным рейсом. За каждый невыполненный рейс департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры выставляются штрафные санкции перевозчикам, отслеживанием этого как раз также занимается АППП.

– Горожане, особенно пожилые, очень просят продления по выходным автобусного маршрута № 42 до Жаровихинского кладбища. Не за горами Троица, нужно привести в порядок места захоронений, а пешком им так далеко не добраться.

– Мы связались с перевозчиком по этому вопросу. Ежедневно автобус туда, конечно, заезжать не станет, потому что такой потребности нет, а по выходным маршрут 42-го автобуса будет продлен до кладбища.

На заметку всем горожанам: в АППП есть центральная диспетчерская служба, номер телефона 29-39-96. Если возникают какие-то вопросы по движению городского общественного транспорта. в частности, будет ли автобус на Жаровиху, можно уточнить у диспетчера.

 

Софья ЦАРЕВА