Целая эпоха в одной экспозиции

Люди и события

Музей истории школы № 95 рассказывает об этапах становления учреждения от истоков до наших дней

Красные кирпичные стены 95-й, ставшие свидетелями военного времени, архитектура 30-х годов, высокие потолки – все здесь дышит стариной. Поэтому и школьный музей, по крупицам собирающий историю учебного заведения и поселка 3-го лесозавода, обещал много интересного.

Елена Чистякова, руководитель музея, учитель истории, проведя нас по длинному просторному коридору, открыла двери хранителя памяти. Сразу видна большая работа: современные стенды, рассказывающие о школе от самых истоков до наших дней, фотографии учителей, выпускников, спортивные награды учащихся и раритетные экспонаты.

AQ0A7927Первый раздел экспозиции – о том, как все начиналось. Школа открыла свои двери для ребят в 1939 году. У десятиклассников 1941-го не было выпускного вечера – со школьной скамьи они уходили на фронт, отправились защищать Родину и многие учителя-мужчины. Уже в августе того же года здание было переоборудовано под первый открывшийся в Архангельске военный госпиталь под номером 2526. На черно-белых снимках – его начальник Клавдия Бычихина, медицинский персонал, здесь также  датированная 41-м годом фотография педагогического коллектива. Всего за время Великой Отечественной в школе располагалось три госпиталя, а голоса детей 95-я вновь услышала в сентябре 1944-го.

Музейные стенды, перелистывающие страницы истории школы, рассказывают о тяжелом послевоенном периоде. Большие трудности были с питанием, не хватало парт, тетрадей, учебников, ребятам самим приходилось таскать дрова, уголь, растапливать буржуйки. Но, несмотря на все это, отношение к учебе было очень ответственным. В доказательство Елена Юрьевна показывает школьный дневник за 1948-1949 учебный год Виктора Козлова, ученика 5 «Г» класса, – хорошие оценки, аккуратный детский почерк говорят сами за себя. Среди реликвий музея также учебники еще довоенного времени – 1933-го, 1938-го годов выпуска, идеальные прописи советского ученика.

В 50-е годы страна активно занимается развитием сельского хозяйства, при школах начинают разрабатываться учебно-опытные участки. Учащиеся 95-й под руководством педагога Любови Кратировой выращивают зерновые культуры, овощи, ягоды, цветы. За отличную работу участка, лучший кабинет биологии школа получает дипломы, грамоты, а в 1955 году городской совет депутатов присвоил ей имя Ивана Мичурина. Большая часть экспозиции посвящена трудовым традициям учебного заведения. В 60-е годы шефство над школой взял ЛДК имени Ленина, ребята из 9-10 классов проходили производственную практику на предприятии и могли освоить 8 рабочих специальностей, а многие выпускники связали с комбинатом свою дальнейшую жизнь. Уже позже, в 80-90-х годах, дети участвовали в пятой трудовой четверти: учащиеся отправлялись в Краснодарский край, где не только отдыхали, но и работали на сборе урожая.

AQ0A7940Стены музея хранят память о пионерском и комсомольском движении страны. Пионерское знамя, флаги, целый ряд барабанов, красные галстуки – эти экспонаты всегда вызывают живой интерес современных школьников. Проводятся и презентации, игры, посвященные памятным датам общественных организаций. Здесь также создан целый уголок, позволяющий окунуться в советское прошлое. Ребятам разрешается посидеть за ставшей раритетом партой, на которой почетное место занимают букварь, классы и главные школьные атрибуты тех лет – перьевая ручка и промокашки. На стене, как это было принято раньше, – портрет Ленина.

Несколько стендов посвящены главному достоянию школы, поэтому здесь неимоверное количество фотографий выпускных классов, педагогических коллективов и тех, кто возглавлял учреждение в разные годы его работы.

– Мы гордимся нашими учителями и директорами. Как корабль в светлое будущее ведет школу Вера Зотьевна Осташкова, она наш бессменный правитель, занимает пост директора на протяжении 29 лет. Иван Иванович Хватаев преподает физкультуру с 1983 года, с тех пор он не сильно изменился, такой же бодрый и активный. Все наши спортивные достижения – его заслуга, – рассказывает Елена Юрьевна. – Лидия Николаевна Третьякова возглавляла музей с 1998 по 2013 год, она вложила в эту работу много сил, до нее в школе была только музейная комната, в которой даже экскурсии не проводились. Отдельного внимания заслуживают наши выпускники, которые добились больших высот, среди них – врачи, политические деятели, педагоги, музыканты…

Один из выпускников, прославивших эти стены, – Герой Советского Союза Петр Лушев. Будущий генерал армии окончил школу № 95 в 1941 году. В поселке 3-го лесозавода именем знаменитого земляка названа улица, а на здании учебного заведения в память о нем установлена мемориальная доска. Педагоги поддерживают связь с родственниками Петра Георгиевича, которые живут в Москве. Его сын вместе со своей женой и дочерью были гостями школы два года назад, они оставили ценную для музея информацию и сейчас продолжают оказывать помощь, уточняя некоторые сведения, присылая фотографии.

Еще один известный выпускник – член Союза журналистов России, историк Сергей Яковлев. В музее представлена выставка его статей и книг, одна из них о родной 95-й – «Школьные годы чудесные, или Документы времени. Это издание ценят и педагоги, и учащиеся, и выпускники, изучают, находят что-то ценное, в том числе информацию, наталкивающую на дальнейшую исследовательскую работу.

– Сергей Яковлевич – человек-энтузиаст, он наш постоянный гость, мы вместе непрестанно что-то разрабатываем, придумываем – конкурсы сочинений, открытые уроки, пытаемся привлечь внимание детей к истории школы и поселка. Он сам сделал для нас заготовки своих статей в виде негнущихся планшетов. Мы используем их для работы со старшеклассниками. И ребята очень активно откликаются, они изучают статьи, готовятся, уточняют какую-то информацию, а потом на встречах с Сергеем Яковлевичем обсуждают изученный материал, задают вопросы. Это своего рода поисково-исследовательская работа на базе письменного источника, – объясняет Елена Чистякова.

AQ0A7959Елена Юрьевна рассказала, как школа случайно нашла свою «ценную» ученицу, а точнее, она сама себя обнаружила на одном из черно-белых снимков военного времени, представленных в музее. Это Валентина Пакулина, член городского Совета ветеранов. С ней в 95-й выстроились очень теплые отношения.

– Валентина Ивановна зашла к нам случайно и узнала себя на фотографии  41 года. Мы стали с ней работать – записывали воспоминания ее жизни. Она часто приходит к нам на различные конкурсы, в том числе и как член жюри, на классные часы, вечера. Она изумительная рассказчица, делится очень интересными историями о своем военном детстве, ребята увлеченно ее слушают, забрасывают вопросами, – делится Елена Чистякова.

Сейчас в музее готовятся новые стенды. Часть экспозиции будет посвящена тяжелым событиям уже мирного для нашей страны времени и расскажет о выпускниках, погибших в Чечне и Дагестане: Анатолии Зырянкине, Александре Толмачеве, Денисе Романове. На втором этаже школы этим ребятам открыты мемориальные доски, в дни рождения, дни смерти бойцов и знаменательные общероссийские даты в память о них проводятся линейки, возлагаются цветы, учащиеся стоят в почетном карауле. А в день рождения Дениса Романова, 22 ноября, совместно с ФСБ в его честь организуется ежегодный традиционный баскетбольный турнир.

В музее проводится множество мероприятий, приуроченных к памятным датам, событиям современной жизни, игр, презентаций. Знакомство с музеем начинается уже в начальной школе, для ребят устраиваются вводные экскурсии, а для пятиклашек проводится игра «Здравствуй, школьный музей!». Пятые, шестые, седьмые классы с интересом участвуют в игре «Следопыт». Дети превращаются в настоящих сыщиков – чтобы ответить на вопросы, им необходимо исследовать школу в поисках информации, что-то выведать у педагогов, а также найти нужные сведения на стендах и в витринах музея. Традиционными стали экскурсии, конкурсы, посвященные Дню Победы, встречи с ветеранами. Ребята пишут письма-сочинения солдатам Великой Отечественной, учатся складывать треугольные весточки на фронт – это одна из полюбившихся форм работы.

Дети также занимаются исследовательской деятельностью – собирают информацию по выпускникам, учителям. Школьники учатся задавать вопросы, создавать анкеты, оформлять свои работы. Но это важно и ценно и для музея, ведь еще много всего остается неизвестного. К примеру, свой сегодняшний номер школа получила в 1940 году, а какой носила до этого – неясно, сейчас ведется работа по установлению этого факта.

Учебная и трудовая жизнь 95-й на протяжении почти восьми десятков лет – целая эпоха, полная тайн, которые необходимо раскрыть и после записать в историю, а впереди еще бесчисленное количество выпускников, заслуженных учителей, достижений и побед, и все эти люди и события оставят свой след в школьном музее.

 

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Кирилл ИОДАС