Учиться можно и в музее камня

Люди и события

Архангельская делегация приняла участие в форуме «Эффективное управление как инновационный ресурс образовательной организации: от идеи до результата»

Муниципальный форум «Эффективное управление как инновационный ресурс образовательной организации: от идеи до результата» состоялся в Иванове при поддержке Союза городов Центра и Северо-Запада России.

Это площадка для обмена опытом и расширения сотрудничества. Впечатлениями от поездки с нами поделилась главный специалист департамента образования администрации города Наталия Маринина.

– Наталия Викторовна, расскажите, кто участвовал в форуме?

– Форум собрал представителей Иванова, Великого Новгорода, Твери, Владимира, Котласа и других городов. В состав делегации Архангельска входило 11 человек: специалист департамента образования, руководители школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.

– Как проходил форум и чем он был интересен?

– Программа форума оказалась насыщенной. Нам представили лучшие муниципальные практики управления педагогическим персоналом и инновационный опыт образовательных учреждений.

Работа была организована по секциям. Мы распределили их между собой, благодаря чему представители Архангельска поучаствовали в работе каждой из них. На секции «Имидж-галерея ивановского образования» образовательные учреждения города в нетрадиционной форме представляли инновационный опыт управленческой деятельности. Секция «Брифинг» была посвящена системе образования в целом. Состоялся управленческий квест среди руководителей учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, его участники отвечали на поставленные вопросы и решали практическую задачу различными способами. Архангельск в квесте представляла заведующая детским садом
№ 113 Юлия Бубнова.

Мы также посетили два детских сада, лицей и учреждение дополнительного образования «Школа-музей «Литос – КЛИО» (музей камня), где для ребят сначала проводятся теоретические занятия, потом экскурсии и выставки, а завершающий этап – это выезд в экспедицию.

– Наталия Викторовна, лично вам какой представленный опыт показался наиболее интересным?

– Более всего понравились вариативные формы работы с детьми, не посещающими детсады по состоянию здоровья.

С проектом «Лекотека: шаг навстречу» мы познакомились в Центре развития ребенка – детском саду № 180. В рамках проводимой работы детям от двух до восьми лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Им помогают социализироваться, чтобы в дальнейшем дети могли обучаться. В помещении лекотеки есть физкультурный зал, дидактическая комната, разделенная на несколько зон – учебную, экспериментальную, игровую и релаксационную. С воспитанниками проводятся и групповые, и индивидуальные занятия. В процессе активно задействованы родители.

Еще нас впечатлила тактильно-сенсорная площадка «Мир на кончиках пальцев» в детском саду компенсирующего вида № 182. Педагоги работают с незрячими и слабовидящими детьми, помогая им адаптироваться в окружающем мире. В зоне осязания на примере песка и водной глади ребят обучают наощупь воспринимать различные поверхности. В шумовой зоне, крутя барабан, малыши учатся понимать, что каждый предмет может издавать свой звук. Звуковая зона направлена для тренировки восприятия шумов и звуков. А в зоне развития ребята учатся ориентироваться в замкнутом пространстве.

Было продемонстрировано, как на тактильно-сенсорной площадке обучают воспитанников ходьбе с палочкой.

– А как в вопросах дошкольного образования в сравнении с Ивановом выглядит Архангельск?

– В Иванове, как и в нашем муниципалитете, активно расширяется сеть дошкольного образования. В настоящее время она состоит из 135 учреждений, скоро ожидается открытие 136-го. Для сравнения: в Архангельске 68 детских садов, которые осуществляют образовательную деятельность в 92 зданиях. Вместе с тем охват детей у нас практически одинаковый. Это говорит о том, что преимущественно детсады Иванова рассчитаны не на 12 групп, а менее.

Так же в Иванове стоит проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет. Проблема решается через организацию вариативных форм работы – занятий для детей, не посещающих детский сад. В Архангельске эта работа активно идет с 2011 года, и в настоящее время вариативные услуги предоставляются полутора тысячам детей, не посещающим детсад.

Кроме того, в ходе форума нам представилась возможность увидеть, как организована безбарьерная среда для маломобильных групп населения в дошкольных образовательных организациях.

Рады отметить, что в нашем городе так же создаются условия для особых детей, в настоящее время функционирует шесть детских садов компенсирующей направленности. В двух из них сейчас проводятся работы по созданию доступной среды как на прилегающей территории, так и внутри зданий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: устанавливаются пандусы, нескользящее напольное покрытие. Это очень важная работа, у муниципалитета она в числе приоритетов.

Наталья СЕНЧУКОВА