Анатолий Вассерман рассказал, почему полезно читать Детскую энциклопедию, чем ему не нравится болонская система образования и как собрать пазлы картины мира
Во время визита в наш город знаменитый эрудит, победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман в составе московской команды «Водяной» принял участие в «Кубке Ломоносова» и прочитал для архангелогородцев открытую лекцию «Будущее через 50 лет».
А на встрече со студенческим активом САФУ он рассказал о своем жизненном пути и мировоззрении, ответил на вопросы. Разговор длился больше двух часов, мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые его моменты.
О рекордах и интеллектуальных играх
– Началось все с того, что в 1982 году Одесская студия телевидения решила провести собственные интеллектуальные игры в формате соревнования двух команд. Играли сборные научно-производственных объединений «Пищепромавтоматика», где я тогда работал, и «Электронмаш». Победила «Пищепромавтоматика». После чего Борис Оскарович Бурда, который был в составе ее сборной, занялся организацией клуба «Эрудит». 25 марта 1983 года в этом клубе состоялась первая игра.
В 85-м году к нам приехала сборная московского телеклуба «Что? Где? Когда?», к ее визиту готовились серьезно. Даже привлекли профессионального психолога для формирования своей команды, в которую в том числе вошел я. С тех пор у нас с москвичами завязалось неплохое знакомство, а в 1989-м, когда появилась спортивная версия «Что? Где? Когда?» (ее особенностью являлось соревнование команд друг против друга – прим. ред.), «Эрудит» был в числе участников первого турнира.
Когда появилась «Своя игра», я в ней в 1995 году довольно легко победил в трех боях, а тогда за пять побед подряд давали автомобиль. Но перед четвертой игрой я простудился и занял только второе место. Перед началом передачи я наглотался жаропонижающего, но к середине его действие кончилось, завершил игру с температурой уже хорошо за 38.
Тем не менее это не прошло незамеченным и в 2001 году, когда формировали первую команду для цикла «Своя игра. Кубок вызова», пригласили и меня. В «Кубке вызова» мне крупно повезло, я остался последним из команды и долго играл один. Мой рекорд – 15 побед подряд.
О выборе пути
– Я хотел стать программистом и после окончания школы поступал на мехмат МГУ. Полбалла не хватило, к сожалению, но в то время прямо в фойе главного корпуса МГУ сидели представители нескольких десятков других вузов. В любой из них можно было попасть, предъявив экзаменационный лист более-менее приличного вида.
Тогда в Москву меня сопровождал отец. Он взял на себя бытовую часть, чтобы я мог тратить силы только на подготовку к экзаменам. Мы с ним решили, что я поступлю в Московский институт электронной техники, и отправились на центральный телеграф звонить маме – согласовывать.
А она ответила, что ради МГУ еще согласна отпустить меня из дома, но ради никому неведомого института не хочет. Знаете, чем отличается еврейская мама от арабского террориста? С арабским террористом проще договориться. Так что поехал я обратно в Одессу и поступил там на теплофизический факультет Одесского технологического института холодильной промышленности.
Теплофизику изучил хорошо, но по ходу дела и программирование освоил. Уже тогда в теплофизике было очень много задач, не решаемых без компьютеров. После института сразу пошел в программисты. Стал в общем-то неплохим специалистом. Последние лет десять своей работы в этом качестве я был в первой десятке одесских программистов.
Стаж своей программистской работы отсчитываю с институтских времен. В 1972 году я написал первую программу для решения реальной физической задачи. Один из преподавателей военно-морской кафедры попросил меня составить таблицу поведения реакторов в йодной яме.
Об образовании, лампочках и кнопочках
– Раньше главной задачей любого образования считалось формирование целостной картины мира. К сожалению, начиная где-то с середины 70-х годов на Западе и с середины 90-х в Российской Федерации оно нацелено не на создание, а на разрушение этой картины. Это крайне губительно. Гельвеций еще два с половиной века назад сказал: «Знание некоторых принципов с успехом возмещает незнание некоторых фактов». Так вот, он очень скромно сказал, потому что один принцип заменяет тысячи фактов. Если вы только заучиваете конкретные факты, относящиеся к сфере вашей деятельности, это значит, что каждый раз, когда что-то меняется, вы должны снова обращаться на курсы переподготовки. У вас нет базовых знаний, позволяющих понять, что поменялось и как в новых условиях действовать.
Болонская система в этом плане особо плоха, поскольку ставит телегу впереди лошади. За четыре года бакалавриата человек зазубривает конкретные факты и на выходе получается «дрессированная обезьяна», знающая, что, если загорится такая-то лампочка, надо нажать на такую-то кнопочку, не имеющая ни малейшего представления о том, в связи с чем включается лампочка и что происходит при нажатии на кнопочку. За два года магистратуры, правда, преподают те закономерности, которыми определяется «поведение» лампочек и кнопочек.
О самых нужных книгах
– У меня формирование целостной картины мира началось задолго до вуза. В восемь с половиной лет я обнаружил, что у соседей по лестничной клетке есть Детская энциклопедия, и годам к десяти закончил ее читать. Детская энциклопедия, в отличие от взрослых, построена не по словарному принципу, а по тематическому. Там каждый том показывает какую-то часть картины мира и содержит ссылки на другие части.
Кстати, недавно я обнаружил, что все десять томов первого издания Детской энциклопедии выложены в Интернет, на всякий случай скачал их в свой компьютер, чего и всем присутствующим желаю. А для тех, кто считает себя слишком взрослым для этого чтения или просто не имеет времени на десять здоровенных томов, я выработал список из четырех книг. Прочитав их в том порядке, в котором я перечислю, вы уже получите общие контуры целостной картины мира. Ну а дальше, когда этот контур есть, каждый новый факт дополняет эту картину как кусочек в пазле.
Итак, эти книги: Фридрих Энгельс – «Анти-Дюринг», Станислав Лем – «Сумма технологии», Ричард Докинз – «Слепой часовщик», Дэвид Дойч – «Структура реальности». Все они написаны очень хорошо, так что читать их интересно.
О пересмотре взглядов
– Мне начиная с 2005 года пришлось очень серьезно пересмотреть ту часть моей картины мира, что связана с общественными дисциплинами – историей, экономикой, политикой. Произошло это под давлением множества накопившихся фактов, доказывающих ложность либертарианского учения, в которое я раньше веровал. Это учение о благотворности неограниченной свободы личности без оглядки на общество.
Кстати, в 2012-м вышла моя статья «Многочастичные взаимодействия», где я показал, почему либертарианское учение ошибочно и почему оно во всех сколько-нибудь значимых случаях гарантированно дает рекомендации, несовместимые с жизнью.
О телевидении
– На телевидении мне нравится. Вообще очень люблю быть на виду. Часто говорю, что я человек хвастливый и всегда забочусь о том, чтобы мне было чем похвастаться. Я на телевидении в разное время вел несколько разных передач. Будут ли еще какие-нибудь программы? Трудно сказать. Мы с Нурали Латыповым (обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда» «Хрустальной совы» – прим. ред.) порознь и совместно придумали десятка три программ, но осуществились только две. Весь перечень доведен до сведения руководства нескольких телеканалов, может, что-то из этого сработает, а может, придумается что-то еще.
Кроме того, я в парочке сериалов снимался. В десятой серии «Неформата» сыграл академика-филолога, получившего какую-то жутко престижную премию и в связи с этим приглашенного на беседу в ту передачу, вокруг которой весь этот сериал строится.
А в «Крыше мира» играю самого себя. По замыслу сценаристов, там действие происходит в доме в центре Москвы, и вот я живу в одной из квартир этого дома, а главные герои то и дело по разным поводам со мной пересекаются. Судя по тому, что снимаюсь уже второй сезон и, скорее всего, пригласят и дальше, можно надеяться, что игра не слишком неубедительна.
О самодостаточности
– В моем окружении очень много высокоразвитых самостоятельных личностей, но почти все они весьма общительны. На мой взгляд, чем умнее и самодостаточнее человек, тем легче и интереснее ему общаться с другими. По крайней мере, у большей части моих знакомых дело обстоит именно так.
И в семейной жизни они успешны – я тут исключение из общего правила. Должен сказать, что мне самому это исключение никакого удовольствия не доставило. Сперва это было из-за упрямства (в 17 лет Вассерман дал обет безбрачия – прим. ред.), а сейчас я думаю, что в таком возрасте – мне 9 декабря исполнится 64 года – начинать уже поздновато.
О развитии интеллекта
– Интеллект развивать не только можно, но и нужно. Лучше делать это не варясь в собственном соку, а в общении. Те же интеллектуальные игры изрядно способствуют развитию мышления именно потому, что вопросы там нацелены, как правило, не на знание, а на размышление. Причем «Что? Где? Когда?», пожалуй, наилучший вариант. Во-первых, ты вынужден проговаривать ход своих мыслей, а значит, сам лучше их понимаешь и видишь, где были ошибки. Во-вторых, ты попутно воспринимаешь мышление других и ощущаешь разные возможные форматы мышления.
Конечно, игры – не единственный вариант. Способов тренировки много. Главное – постоянно ставить самому перед собой задачи, требующие обширных размышлений. Чем сложнее задача, чем больше надо думать для ее решения, тем лучше ты, естественно, развиваешься. Мозг поддается тренировке в гораздо большей степени, чем мышцы.
Я развиваюсь постоянно. Моя работа публициста – это постоянный поиск ответов на новые сложные вопросы, возникающие в обществе. Мне приходится разбираться в причинах разных событий и процессов. Кстати, для моего развития очень многое дала необходимость комментировать действия нашего президента. Они, как правило, совершенно непредсказуемы, многие из них на первый взгляд кажутся ошибочными, и правильность этих решений обнаруживается только в стратегической перспективе. Пытаясь разобраться в причинах этих решений, я стал сам гораздо больше понимать во многих политических процессах – и внутренних и международных.
Наталья СЕНЧУКОВА