На урок в городскую Думу

Акценты недели

– 27 апреля отмечается День российского парламентаризма. С 2013 года в преддверии этой даты в городской Думе я провожу уроки с выпускниками муниципальных школ, на которых рассказываю о вертикали власти, о законотворчестве, о том, как формируются бюджеты городов и районов.

Начинаем мы разговор с истории Дня российского парламентаризма. Интересно, что отмечать этот праздник предполагалось в день начала работы Верховного Совета России – его первое заседание состоялось 18 марта 1990 года. Но в итоге прислушались к замечаниям историков о том, что российский парламентаризм значительно старше, и остановили выбор на другой дате.

27 апреля 1906 года начала работать Государственная Дума Российской империи. Это был первый в нашей стране демократический институт, заложивший основы парламентаризма. Дума просуществовала всего 72 дня, успев принять два закона.

Со школьниками мы обсуждаем работу сегодняшней Государственной Думы. Говорим о том, что она принимает законы, действующие на территории всей страны, сколько в ней депутатов и политических фракций, почему у регионов в парламенте разное количество представителей.

Дальше рассказываю школьникам про областное Собрание и городскую Думу. В Архангельске первые городские Думы были учреждены в 1785 году. Наш парламент не раз менял название: Земская изба, Архангелогородская ратуша, Градское собрание, Архангельский городской Совет… Историческое название «Дума» возвращено органу местного самоуправления в 2010 году.

Уроки проходят в форме диалога, ребята делятся своими мыслями, задают вопросы. Чаще всего они интересуются, как стать депутатом, что входит в обязанности народного избранника, что дает депутатство, помогает ли оно в основной работе. Радует, что среди наших юных гостей есть люди с активной жизненной позицией – например, они предлагают, как сделать наш город лучше и комфортнее.

В этом году в качестве эксперимента я провел урок не только для выпускников, но и для пятиклассников. Разговор был построен в более легкой форме, поднимались менее сложные темы.

Считаю, что подобные занятия важны. Запрос сегодняшнего дня – чтобы окончивший школу подросток имел не просто багаж знаний, а большую емкую картину того, что происходит в мире, стране, области, городе. Это невозможно без интереса к политике, без знаний об устройстве государства и о том, как принимаются законы, о том, как работает власть. Мне хочется, чтобы ребята на старте своей жизни узнали все это не в теории, а увидели своими глазами. Именно поэтому я провожу уроки в зале заседаний городской Думы. Более того, после встречи приглашаю ребят прийти на нашу сессию. И вы знаете, приходят.

Активная жизненная позиция, разносторонние интересы, стремление к переменам в лучшую сторону, готовность открыто выражать позицию и при этом быть эрудированным – все это позволит ребятам стать успешными, вырасти в крепких профессионалов и ярких лидеров.