Николай Минин: Завоевывать новые сегменты рынка

Городское хозяйство

Муниципальное «Спецавтохозяйство» планирует изменить систему обслуживания контейнерных площадок, установить новые мусорные контейнеры и обновить автопарк мусоровозов

В феврале прошлого года муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города» возглавил Николай Минин. Ситуация на тот момент в организации сложилась непростая, предприятие со столетней историей находилось на грани банкротства. Сейчас речи о закрытии МУПа уже не идет, кризисный период удалось миновать. Николай Павлович рассказал о том, что было сделано для оптимизации работы предприятия и какие перспективы оно имеет на сегодняшний день.

– Николай Павлович, в каком состоянии был МУП САХ, когда вы и ваша команда взяли управление на себя?

– 2016 год был для нас достаточно сложным, в первую очередь надо было понять, способно ли предприятие работать в существующих рыночных условиях, разобраться, что является основной причиной убытков. Мы проанализировали договорную базу, кредиторскую и дебиторскую задолженности, выявили ключевые моменты, по которым нужно было срочно принимать решения.

Необходимо было выяснить, соответствует ли количество персонала объему работ, выполняемых предприятием. На тот момент в МУП САХ числилось более двухсот человек. Такой аппарат содержался еще с тех времен когда предприятие обслуживало порядка 90 процентов территории города, а в дальнейшем оптимизация численности сотрудников была невозможна из-за высокой дополнительной нагрузки, выражавшейся в некомпенсируемом вывозе крупногабаритных отходов практически по всему городу. После того как мы ушли от  безвозмездного оказания этой услуги, такой аппарат в принципе был не нужен, поэтому произошла определенная оптимизация. В настоящее время на предприятии работает порядка 170 человек.

Жители города в большинстве своем до сих пор уверены, что «Спецавтохозяйство» вывозит мусор со всего города – это не так. На начало 2011 года предприятие занимало долю рынка порядка 98 процентов, а сейчас – лишь 30 процентов. Вместе с тем все эти годы МУП нес существенную социальную нагрузку, вывозил мусор даже тогда, когда оплату за предоставление услуги не получал. Плюс сказалось отсутствие субсидирования, с 2011 года денег из городского бюджета «Спецавтохозяйство» не получает, мы живем за счет собственных средств.

Анализируя финансово-хозяйственную деятельность за 2016 год, мы говорим о том, что прошлый год оно закончило с прибылью, хоть и небольшой. Для сравнения, предыдущие годы предприятие несло убыток, исчисляемый десятками миллионов рублей. Мы видим, что потенциал у МУПа есть, он может развиваться и завоевывать новые сегменты рынка.

– Какие перспективы на сегодняшний день?

– Из-за большого количества управляющих компаний и ТСЖ в городе сложилась непростая ситуация: на одной контейнерной площадке может стоять пять контейнеров, за вывоз мусора из которых отвечают пять разных организаций. Как вы понимаете, порядка это не  добавляет, контейнерные площадки постоянно захламлены, потому что  перевозчики перекладывают обязанности друг на друга, составляются графики, которые не исполняются. Чтобы исправить эту ситуацию, мы пытаемся добиться соблюдения простого, но эффективного принципа: одна контейнерная площадка – один перевозчик. Для того, чтобы компании несли полную ответственность за вывоз мусора с конкретной точки.

Кроме того, мы ведем работу с управляющими компаниями для наведения порядка на контейнерных площадках, которые принадлежат САХу. Опять же, ситуация сложилась абсурдная: у «Спецавтохозяйства» по городу порядка 500 контейнерных площадок, предприятие оборудовало их за свой счет, все эти годы содержало и ремонтировало, но вывоз с них осуществляли другие организации. Получается, что ни УК,  ни вывозящие организации ответственности за содержание и ремонт контейнерной площадки не несли.

Сейчас мы собираемся решить этот вопрос с юридической точки зрения. В Жилищном кодексе сказано, что управляющие компании обязаны организовать место накопления отходов: самостоятельно оборудовать контейнерную площадку либо заключить договор с владельцем существующей площадки. У нас в городе много УК, которые ни мест не организовали, ни договор с МУП САХ не заключили. Поэтому мы направили им предложение либо заключить договор с предприятием и платить арендную плату, либо организовать собственную контейнерную площадку и содержать ее за свой счет, потому что у САХа нет источника финансирования, чтобы ремонтировать контейнерные площадки  и не пользоваться ими. Нашу позицию рассмотрело УФАС, посчитало ее правильной и законной.

– Но решит ли передача контейнерных площадок одному ответственному лицу вопрос чистоты? Ведь так много нерадивых подрядчиков.

– Эту проблему нужно решать совместными усилиями, меры борьбы с недобросовестными частными организациями по вывозу мусора есть. Однако и жильцы должны быть более ответственны. Если они видят, что их контейнерная площадка захламлена, они могут написать жалобу в надзорные органы, в Государственную жилищную инспекцию, в прокуратуру в конце концов. Да и любой житель города, даже если он просто проходил мимо переполненного контейнера, имеет право сфотографировать это безо-бразие и направить в надзорные органы заявление с приложенным к нему снимком. Одного обращения от физического лица достаточно, чтобы по этому факту была организована проверка, за неисполнение своих прямых обязанностей управляющим компаниям грозят огромные штрафы. Если такой штраф выпишут раз или два, за чистотой на контейнерных площадках организации будут следить тщательней.

– Давайте вернемся к перспективам предприятия, в каком состоянии материально-техническая база «Спецавтохозяйства»,  планируете ли вы ее обновление?

– В настоящее время техническое состояние предприятия не вызывает воодушевления, материальный износ техники – 88 процентов. Несмотря на это, мы обслуживаем договоры в полном объеме.

В первую очередь необходимо заменить 20 единиц техники со стопроцентным износом. Планируем приобретение мусоровозов с более высоким коэффициентом прессования, современная техника позволит увеличить производительность. Коэффициент прессования мусоровозов, которые есть в нашем парке сейчас, – полтора-два, то есть они сжимают отходы в два раза. На данный момент на рынке существуют мусоровозы с коэффициентом прессования до шести–семи едениц. Если мы будем приобретать эту технику, то сможем установить вместо железных контейнеров объемом 0,75 кубометра новые пластиковые резервуары с крышками объемом 1,1 кубометра. Объем контейнера увеличится, но для граждан финансовая нагрузка останется прежней.

– А что насчет утилизации мусора? Существующий полигон справляется с нагрузкой?

– По предварительным оценкам, до 2022-2023 года полигон вполне может существовать без реконструкции. Проблема с выбором места для нового полигона существует, в результате чего актуализируется вопрос о продлении жизни существующего полигона. Есть много вариантов, как это сделать, в том числе раздельный сбор мусора. Архангельский мусороперерабатывающий комбинат, который занимается сортировкой отходов, в принципе по объемам сможет это потянуть.

Раздельный сбор мусора – очень правильный подход, но он должен быть комплексным, ведь только административными мерами заставить людей сортировать мусор не получится. Для того чтобы в России  это заработало, необходимо если не на федеральном, то на региональном уровне проработать программу для детских садов и школ, чтобы приучать к раздельному сбору мусора с детства.

Еще одна проблема – куда сбыть полезную фракцию, которая получается в результате сортировки? В нашем регионе вторсырье не востребовано, а если везти в Вологодскую или Московскую область – себестоимость товара будет высокой из-за транспортных  и других сопутствующих расходов, для производств дешевле будет использовать новое сырье. Перерабатывать отходы целесообразно лишь в том случае, если вторичное сырье будет дешевле, чем новое, а политика государства будет направлена на максимальное использование вторсырья.

Анна СИЛИНА, фото: Кирилл ИОДАС