Чтобы каждый помнил…

Люди и события

В школе № 11 реконструируют музей и возрождают забытые традиции

Создание музея Соловецких юнг в образовательном учреждении неслучайно – соленый морской воздух эта школа впитала еще в первые годы своей работы. Новое учреждение, двери619-12 которого открылись в 1970 году, расположилось на перекрестке Космонавтов–Гайдара. В этом микрорайоне раньше жили в основном сотрудники СМП, а их дети получали в 11-й знания. Ребята очень часто оставались без мужского присмотра, так как их отцы надолго уходили в плавание.

Тогда по инициативе первого директора Виктора Цыганова было налажено тесное взаимодействие с Северным морским пароходством и старшими наставниками школьников стали работники предприятия. Дети ходили на экскурсии на корабли, плели узлы, изучали радиодело, судовождение, судомеханическую часть и техническое черчение. Старшеклассники носили  морскую форму, и даже пионерские отряды здесь назывались экипажами, дружина – эскадрой, а вместе с красным галстуком ребята получали гюйс.

Затем Виктор Павлович увлек своих подопечных еще одним объединяющим делом, создав вместе со старшей пионервожатой Клавдией Федухиной группу «Поиск–Соловки». Школьники переписывались с юнгами-ветеранами, потом «мальчики с бантиками» стали постоянными почетными гостями учебного заведения, были организованы и экспедиции на Соловецкие острова. Копились подарки героев-юнгашей, находки, документы, письма, фотографии, информационные материалы – так назрела  необходимость создания музея, который открыл свои двери 8 мая 1985 года.

619-13Много сил в дело сохранения памяти о «маленьких военных моряках» вложила Ирина Беднарчик, учитель истории. Когда она ушла из школы, эту работу подхватила Елена Романова, педагог дополнительного образования, она оцифровала каждую фотографию, упорядочила материалы. В настоящее время музеем занимается группа учителей истории.

Сейчас музей закрыт на реконструкцию, но все разделы пока сохранены, поэтому Татьяна Ипатова, завуч по воспитательной работе, радушно согласилась провести для нас небольшую экскурсию, показать прежние стенды и ценные экспонаты.

Раздел «Юнги в боях за Родину» знакомит с самыми известными ученикам Соловецкой школы, имена которых на слуху: Александр Ковалев, Александр Чаулин,  Владимир Моисеенко. За стеклом витрины – литература о них, переписка с юнгами-ветеранами и хранящие их воспоминания магнитофонные кассеты. Стенд «Они учили воевать и жить» посвящен преподавателям Соловецкой школы. Отдельная часть экспозиции – о юнгах, которые входили в состав первого набора, один из них очень известный – писатель Валентин Пикуль, автор книги «Мальчики с бантиками». Здесь также представлена информация о соловецких буднях, трудностях, выпавших на долю подростков, которым самостоятельно приходилось строить себе жилье – землянки. Еще один раздел рассказывает о создании школы юнг.

Среди самых ценных экспонатов музея – знаменитая бескозырка с бантиком, это оригинал 1942 года. Свидетели событий тех давних времен – брюки и ремень одного из учеников «ребячьей академии». Бережно хранятся настоящие тетради юнгашей, они самодельные, без привычной для современных школьников клеточки или линейки – юнги находили какую-то бумагу, сшивали ее и использовали для своих конспектов. На пожелтевших листках – аккуратные чертежи, старательно выведенные буквы. Достоянием стали и подлинные свидетельства, которые вручали юнгам по окончании школы, – в них практически одни пятерки.

– Мы все время говорим детям: посмотрите, как юнги учились, они не могли по-другому, потому что осознавали ответственность, которая ложилась на их мальчишеские плечи. К тому же 619-14ребята, которые оканчивали школу на отлично, сами могли выбрать флот, где будут служить, – поясняет Татьяна Николаевна.

Почетное место занимают штурвал, гирокомпас, подаренные работниками СМП, модели кораблей, сделанные руками ребят из судомодельного кружка школы. Особый интерес вызывает макет землянки, в каких жили юнги на Соловках, ее смастерили для музея студенты профтехучилища: соблюдены все пропорции, сделаны кровати в три яруса и даже подушки и одеяла, печка, в которой горит огонек, можно поднять крышу и  все подробно рассмотреть.

– Когда мы вынесли нашу землянку, чтобы отдать на реконструкцию, это вызвало такой ажиотаж, ребята налетели как пчелы, чтобы еще раз на нее посмотреть, – делится Валентина Вохминова, директор образовательного учреждения.

Одно из направлений работы музея – история пионерского движения школы. Реализуется проект «Страна Пионерия», педагоги подняли информацию о пионервожатых, о делах детской организации, в сборе сведений помогали и родители учащихся, они же подарили форму старшего пионервожатого,  галстуки. Сегодня традиции мам и пап, бабушек и дедушек продолжают созданные в 11-й отряды Детской организации «Юность Архангельска».

Горькой странице истории школы посвящены стенды, рассказывающие о выпускниках, погибших в Чечне: Юрии Селиванове, Алексее Митрофанове, Олеге Тумашеве. Родители подарили музею их дневники, тетради, фотографии, есть стихи Олега о десантниках и записная книжка, запятнанная кровью, которая была при нем, когда его ранили. На стене учебного заведения открыты мемориальные доски этим ребятам, в феврале совместно с общественной организацией «Долг» проводится волнительное мероприятие «Свеча Памяти», посвященное погибшим ученикам, школьники обязательно ходят на могилы навечно оставшихся молодыми воинов, возлагают цветы.

– Когда мы погружаемся в эту тему, настолько в нас начинает стучать то тяжелое время, когда жили ребята, что они нам даже снятся. Как снились и юнги, потому что все это пропускаешь через себя. У нас есть фотографии 1942-1943 годов, всматриваешься в эти лица: совсем еще мальчишка, 14 лет, и судьба обрывается, вот остался от него один черно-белый снимок, когда-то потерянный и каким-то чудом попавший к нам, – делится Татьяна Николаевна.

619-15Время диктует новые формы работы, поэтому и музей, в котором нам посчастливилось побывать в качестве последних экскурсантов, совсем скоро приобретет совершенно иной вид, станет более современным, доступным, близким каждому учащемуся или гостю школы, сохранив достояние прошлых лет.

– Меня всегда мало устраивали школьные музеи, которые не совсем интересны для подрастающего поколения. Мы ищем интерактивные формы, поэтому решили использовать QR-коды: наведя на такой код камеру  мобильного телефона, дети со своего гаджета прочитают информацию о каждом экспонате, который будет представлен. Музей должен находиться в открытом доступе, поэтому стенды и витрины будут рассредоточены по всему учебному заведению. Эта работа очень кропотливая, но хотя бы одну витрину мы хотим открыть к 75-летию Соловецкой школы юнг, которое будет отмечаться в мае, – поделилась планами Валентина Алексеевна.

Работа действительно предстоит грандиозная – это не только проведение реконструкции, но и возрождение «морского» наследия, утерянного в 90-е годы. Уже подготовлен стенд, посвященный первому директору Виктору Цыганову, – он разместится в холле. Здесь будет начинаться знакомство с историей учреждения и музеем, у истоков которого стоял Виктор Павлович. Ведь именно он сделал школу такой неординарной, стал настоящим капитаном и сумел увлечь общим делом своих учеников, создав сплоченный экипаж. А дальше музей пустит корни по всей школе: в рекреациях появятся стенды, макеты, витрины с артефактами, найдет свое место штурвал, столовую назовут камбузом, а учительскую – кают-компанией, обретет новый смысл якорь на крыльце, встречающий каждое утро ребят, зазвучит по-особому шелест березовой рощи, высаженной возле 11-й юнгами-ветеранами.  Все эти невидимые нити свяжут прошлое и настоящее в крепкий морской узел, возродят когда-то забытые традиции, чтобы вечно жили в сердцах «мальчики с бантиками», чтобы не прервалась связь поколений, чтобы каждый помнил историю – своей школы, города и Отечества.

Наталья Захарова, фото: Кирилл ИОДАС