Евгений ШКАРУБА, шкипер клуба «Морские практики»

Поморский карбас построим за две недели

Акценты недели

– 22 апреля в Северном морском музее я представлю проект «Поморский карбас». Гости мероприятия узнают о мировом опыте сохранения и использования традиционных парусных судов, о навигациях клуба «Морские практики» в Белом море в 2015–2016 годах, о практических планах северного мореходства.

На встрече также будет презентована книга «Кругосветное плавание парусной яхты «Джульетта», судовой журнал» – повествование от первого лица о событиях, встречах, переживаниях человека, совершающего кругосветное путешествие.

Поморские суда – это морская архитектура Русского Севера. Карбас – единственный тип традиционного поморского судна, доживший до наших дней. Еще совсем недавно они изготавливались на Белом море для производственных нужд рыболовецких колхозов или, например, Архангельского водорослевого комбината (на карбасах добывали водоросли и сейчас добывают, их можно будет увидеть по пути нашего плавания по Белому морю). Сейчас для производственных целей эти лодки почти не шьют, только для частников в небольшом количестве. Чертежи старых карбасов не уцелели, но сохранились модели поморских судов XIX века.

По одной из таких моделей, хранящейся в Архангельском краеведческом музее, в июне этого года будет построен двухмачтовый карбас. Авторы модели – судомоделисты из Архангельска Леонид Корытов и Годердзи Капанадзе. Карбас будет построен в селе Лешуконское 15–30 июня, за две недели, так же быстро, как строили в старину. Работу выполнит известный мастер Виктор Кузнецов.

Строительство станет мастер-классом по изготовлению традиционного поморского судна. Участники смогут увидеть весь процесс, а новое судно сохранит такие присущие поморским лодкам качества, как простота, неприхотливость и дешевизна. Длина судна составит 7,5 метров. Карбас будет вооружен двумя мачтами и оборудован веслами.

Сразу же после постройки, 1–18 июля, состоится плавание из села Лешуконское на Соловки. Участники сплавятся по реке Мезень, выйдут в Мезенскую губу, пересекут Северный полярный круг, пройдут горлом Белого моря на Летний берег, а затем – на Соловки. Всего на парусах и веслах будет преодолено около 380 миль.

По итогам проекта будет сделан фильм, состоятся выставки в Архангельске и Москве. Фильм должен показать красоту и мудрость традиционного деревянного судна, простоту и надежность его конструкции.

Каким получится плавание, мы пока не знаем. Это, как всегда, будет экспромт и приключение, но в этом приключении –  еще морская наука, знания, наша хорошая морская практика. Плавание для нас – своего рода исследование: как карбас поведет себя в сложных условиях Белого моря? В морском отношении места там очень непростые и порой суровы, с очень богатой историей мореплавания, можно смело сказать, легендарные.