Русская душа Аляски

Люди и события

В Гостиных дворах в рамках проекта «Историческое кафе», организованного при поддержке РВИО, прошла лекция по истории Русской Америки

Заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Высшей школы экономики, управления и права САФУ кандидат исторических наук Иван Савельев рассказал об освоении Аляски, традициях и быте местных жителей, а также о том, как «русский дух» сохраняется в американском штате.

Иван Вячеславович является соавтором учебника по истории Русской Америки, этой теме посвящена и диссертация ученого, а также множество научных работ. Он и сам дважды бывал на Аляске в составе экспедиций, вместе с остальными членами группы участвовал в байдарочных переходах, которые порой носили экстремальный характер. Историк поделился, что особые чувства к самому северному штату США зародились  еще в школьные времена, когда он, будучи учеником 6-7 класса, прочитал в газете статью об Аляске. Так детский интерес перерос в научный.

Почему же русские оказались на этих заокеанских землях? Иван Савельев рассказал, что причина тому – не только интересы государственные, но и, что самое главное, коммерческие: купеческая промышленность устремилась добывать каланов. Эти морские млекопитающие имеют очень ценный мех, исключительно густой – до 45 тысяч ворсинок на один квадратный сантиметр.

– Если в начале 19 века у нас можно было купить за 5-10 рублей хорошего породистого скакуна, то стоимость шкуры калана на Камчатке составляла 250-350 рублей, а в Москве доходила до 800-1000 рублей, – поясняет Иван Вячеславович.

В ходе встречи зашла речь о пионерах освоения Русской Америки, и в частности Алеутских островов – архипелага, примыкающего к полуострову Аляска и ныне находящегося в составе одноименного штата. Эти страницы истории тесно связаны с нашим северным краем:

– Когда я проводил исследования, выяснил, что около 70 процентов людей, которые были на Аляске в это время, – выходцы из Поморья. По многим причинам: у нас люди привычные к холоду, имеют теплую одежду, не привязаны крепостным правом к своей земле. В 1753 году первым человеком, который ступил на один из средних Алеутских островов, был наш земляк архангелогородский купец Петр Башмаков.

Большую роль в освоении новых земель сыграл Григорий Шелихов – основатель Северо-Восточной компании – мехового торгового предприятия, созданного для пушного промысла на Алеутских островах и у берегов Северной Америки. В 90-х годах 18 века компанию Шелихова возглавлял уроженец Каргополя Александр Баранов. Именно он основал форт Ново-Архангельск и управлял этой территорией до 1818 года.

–  Да, он был человек своего времени, жесткий человек, который заставлял работать на себя и буквально пиратскими методами принуждал себя слушаться. Но он понимал, что другие подходы на этой территории применить нельзя. Он был вынужден бороться с племенами, потому что Ново-Архангельск был местностью, где жили воинственные индейцы тлинкиты, которые разрушили форт, – только спустя два года территорию удалось отвоевать. Баранов даже устраивал такие представления: когда приходили к нему индейские вожди, он надевал кафтан, под него – кольчугу и заставлял стрелять в него из лука. Когда стрелы от него отскакивали, заявлял, что он человек неуязвимый, – рассказывает о легендарной личности Иван Савельев. – Эти фокусы привили к нему уважение, где-то страх, где-то почтение как со стороны местного населения, так и со стороны русских промышленников. Ведь это были вчерашние преступники, которые таким образом и скрывались от закона, и пытались найти для себя что-либо новое.

Когда Баранов в 1818 году после неоднократных просьб об отставке был смещен со своего поста, решили проверить, каковы его материальные накопления. Оказалось, что ни копейки он не имел, – все, что получал, оставлял в пользу Русской Америки.

– Наш архангельский край может гордиться такими земляками, – справедливо отметил Иван Вячеславович.

Переломным в истории Аляски стал 1867 год – 30 марта в Вашингтоне был подписан договор о продаже этой территории США. Иван Савельев рассказал о причинах такого решения. Во-первых, Крымская война показала уязвимость этих земель – не было возможности защитить их в случае необходимости. Во-вторых, стало известно, что на Аляске есть золото.

– Все помнили, что сделали американские старатели в Калифорнии – смели все подчистую, поэтому стало понятно, что если на Аляске появятся золотоискатели с лопатами, то вслед за ними может прийти американская армия с винтовками. Поэтому Аляску мы могли потерять, но уже бесплатно, – отметил историк.

Иван Вячеславович вспомнил интересный случай, произошедший в одной из экспедиций в северный штат США, когда женщина-индианка в беседе с ним произнесла такую фразу: «Вы продали Аляску и нас вместе с ней».

А что же осталось русским? Как повлиял период Русской Америки на современную жизнь местных жителей, их быт и культуру, религию и язык?

По словам Ивана Савельева, там существует огромное количество наших заимствований. 12 процентов населения Аляски исповедуют православие – самое большое число представителей этой религии в Штатах. И белых людей жители воспринимают не по национальности и цвету кожи, а по вере – православных христиан считают своими, близкими.

Русские имена и фамилии – не редкость среди коренного населения этой земли. Так, в одной из деревень участники экспедиции встретили индейца, которого звали Иван Андрианов. Связь с Россией здесь считается привилегией. Каждый второй алеут (коренной житель Алеутских островов) с гордостью сообщает: во мне течет русская кровь.

Общие страницы истории отразились и на местном языке, в котором достаточно много русских слов, причем они считаются родными, исконными. Например, чай по-эскимосски «чаёк», вилка – «вилкак», в обиходе слова «матушка», «платок», «бабушка» и многие другие.

– Аляска действительно имеет русскую душу, и, находясь там, не чувствуешь, что ты за границей, даже если общаешься с местным населением, – говорит Иван Вячеславович.

Наталья Захарова, фото: www.instagram.com/arkh_museum

Коммент

Нести в народ свет знаний по истории

Игорь Гостев,
заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея, член регионального совета Российского военно-исторического общества:

– Проект «Историческое кафе» уникален и успешен, время доказало его востребованность – он реализуется уже третий год. «Историческое кафе»  создано по инициативе краеведческого музея и Архангельского регионального отделения РВИО и призвано нести свет знаний по истории в народ. Более того, все это идет на стыке образовательного проекта, на стыке открытых дискуссий, тогда как редко где допускается возможность свободного диалога с выступающими.

Тем самым объем доступной информации становится значительно больше, чем в лекционных проектах. В результате, в частности, встреча, которая состоялась с участием Ивана Савельева, уже традиционно собрала немалое количество народа, несмотря на то что последнее кафе, так уж случилось, не очень широко рекламировалось. Вопрос показался посетителям очень увлекательным, особенно, видимо, в свете интереса, который возрождается в последние годы к личностям наших поморов, осваивавших и Сибирь, и Аляску, и западно-американское побережье.