Игра для самых умных

Культура

В Архангельске прошли съемки полуфинальных игр региональной телевизионной гуманитарной олимпиады школьников

Это уже третий сезон олимпиады школьников «Наследники Ломоносова». 27 десятиклассников со всей области  приехали в Архангельск, чтобы помериться интеллектом и эрудицией со своими сверстниками.

Победители турнира отправятся осенью в Москву и примут участие в проекте Первого канала «Умницы и умники», поэтому региональный этап прошел в лучших традициях этой телепрограммы: дорожки трех цветов, сложные вопросы и точные ответы на них, строгое авторитетное жюри. В этом году тема полуфинальных игр звучала так: «Освоение Арктики. 608-21Забытые территории».

– Поскольку Архангельск – ворота в Арктику, обойти тему ее освоения мы просто-напросто не могли, – объяснил Виктор Мемнонов, исполняющий обязанности ректора Архангельского областного института открытого образования. – Было совершено очень много экспедиций в Арктику, которые мало кому известны, в освоении этих территорий участвовали люди, о которых мы практически ничего не знаем. И очень значимо, что это мероприятие проходит накануне Международного арктического форума.

Прежде чем приехать на полуфинал в Архангельск, участники игры прошли серьезный отбор, около сотни школьников со всей области писали эссе, рассуждали о том, что важнее: слова или поступки.

– Оценивалась яркость и образность выражений, знание русского языка, но самое главное – оригинальность, умение в  трудной ситуации высказать свои мысли, – рассказал Виктор Мемнонов. – А ситуация действительно была непростая: тему ребятам объявили за 15 минут до начала, а на написание работы было отведено всего полтора часа.

За два месяца до полуфинала был опубликован список источников информации и озвучена тема, а за три дня до начала игры ребята узнали, какие конкретно вопросы им будут заданы, в общей сложности это 160 заданий. Правда, времени на то, чтобы готовиться по конкретным вопросам у ребят практически не осталось, но, по крайней мере, они смогли разложить по полочкам информацию, которую все два месяца черпали из огромного количества разнообразных источников.

Время, отведенное на подготовку, школьники не потратили зря – на каждой игре ощущался накал интеллектуальных страстей, казалось, игроки отвечали на сложнейшие вопросы практически не раздумывая, а теоретики тянули руки и были готовы дать ответ, едва услышав вопрос.

Анастасия Томилова из Пинежского района победила на желтой дорожке. Отвечая верно раз за разом, она прошла по ней очень уверенно. Правда, потом девушка призналась, что на самом деле волнение было, но только перед игрой.  Анастасия – неоднократная участница всероссийских олимпиад по гуманитарным дисциплинам, поэтому привыкла собираться с мыслями в нужный момент и оставлять лишние эмоции позади. Свою победу она объяснила отчасти тем, что вопросы ей попались не слишком сложные. Но мы-то понимаем, что, для того чтобы знать ответы на них, девушке пришлось перелопатить массу литературы.

– Об Арктике за то время, что готовилась к игре, я узнала очень много нового и занимательного, – рассказала девушка. – О том, как ее исследовали, о необычных экспедициях, например, на воздушном шаре. Было интересно читать источники, в которых авторы описывали свои путешествия в Арктику, Писахова например. Я очень рада, что победила в полуфинале, но игры не закончились, поэтому надо собраться и еще поиграть.

Для Арины Галицыной, ученицы гимназии № 6 из Архангельска, выход на игровую площадку тоже стал успешным – девушка опередила своих соперников на красной дорожке. Во время подготовки к игре она узнала немало интересного не только об Арктике, но и об Архангельске как неотъемлемой составляющей Арктической зоны.

– Мы все считаем наш город уникальным, но не часто задумывается, в чем именно выражается эта уникальность, а ведь очень много полярных и арктических экспедиций вышло именно из нашего города, – объяснила Арина. – Проследив их судьбу, можно узнать многое об исследователях, чему-то у них научиться. Например, у того же Георгия Седова, его экспедиция была омрачена многими проблемами и закончилась трагически, но можно только позавидовать тому, как упорно он шел к достижению своей цели. Мы с ребятами влюбились в Арктику, перед игрой пришли  к выводу, что горим желанием однажды ее посетить, ведь еще очень много неизведанного таится на этой территории, она окружена ореолом таинственности.

608-20Мария Магунова, ученица Архангельского государственного лицея, выйдя на зеленую дорожку, блестяще справилась с вопросами, которые ей выпали. Правда, зеленая дорожка самая длинная, из-за этого Марии пришлось уступить соперницам.

– Об Арктике в  школе нам рассказывают, но довольно поверхностно, поэтому раньше она была для меня загадкой, – рассказала Мария. – Вокруг все часто говорили об этой территории, о том, какую серьезную роль она играет для экономики нашей страны, но на самом деле я не задумывалась раньше, в чем конкретно заключается ее роль. Теперь же картинка в голове сложилась, я поняла, какой интерес освоение Арктики и ее ресурсов представляет для России. Эта игра – важный момент в нашей жизни, который мы будем помнить еще очень долго.

Пожалуй, все участники игры «Наследники Ломоносова» мечтают попасть в МГИМО – именно такой будет награда для победителя проекта Первого канала «Умницы и умники». Но о жестком соперничестве и речи не идет.

– Мы боялись какой-то дикой конкуренции во время игры, но на самом деле все мы друг к другу очень тепло относимся, за эти несколько дней наша команда из 27 человек стала практически семьей, – поделилась Арина.

Финал игры «Наследники Ломоносова» состоится в мае, темой будет жизнь и творчество Аркадия Гайдара. Именно после финала станет ясно, кто из ребят отправится в Москву, чтобы стать участником телепроекта «Умницы и умники». И кто знает, возможно, именно нашим школьникам улыбнется удача.

Никита КОЖЕВНИКОВ, фото: Кирилл ИОДАС