Арктика открывает перед бизнесом новые возможности

Политика и экономика

В Архангельске появится Арктический правовой центр – об этом было заявлено на круглом столе «Навстречу форуму», собравшем представителей делового сообщества

В преддверии Международного форума «Арктика – территория диалога» перед регионом стоит важная задача – представить там пул ключевых проектов, к которым относятся, в частности, «Белкомур» и глубоководный район порта Архангельск.

Об этом говорили участники круглого стола «Навстречу форуму», организованного САФУ, юридической компанией «Гудков, Корельский, Смолярж» и Ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» при поддержке правительства Архангельской области.

Три опорных зоны

– Арктика – достаточно горячая тема в мире. Специалисты серьезно занимаются проработкой различных экономических и инфраструктурных проектов. Несколько стран проводят в этой связи крупные форумы: «Арктический круг» в Исландии, «Арктические рубежи» в Норвегии, стремясь стать центром мировой дискуссии об Арктике, – отметил представитель губернатора по развитию Арктики Лев Левит.

Что же станет предметом диалога на форуме, который пройдет в конце марта в Архангельске?

– Прежде всего это международная повестка: обсуждение на высоком уровне с партнерами из арктических и неарктических стран актуальных вопросов развития международного взаимодействия в Арктике. Взгляды мирового делового сообщества сейчас направлены на Архангельск, на то, что будет здесь обсуждаться, – сказал Лев Владимирович. – В рамках экономической повестки пойдет разговор о перспективах освоения потенциала Арктики, его инвестиционной привлекательности, развитии инфраструктуры. Промышленная повестка – это обсуждение передовых технологий, перспектив отраслевого развития в Арктическом регионе.

На форуме также поднимут вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества, в центре внимания окажутся и экология, наука.

Заместитель министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Олег Бачериков более подробно рассказал об экономической повестке, в частности, об опорных зонах в Арктике. Сегодня существует законопроект, предусматривающий создание трех арктических опорных зон: Кольской (с базированием в Мурманске), Якутской и Архангельской.

– Проведение форума «Арктика – территория диалога» – это огромный шанс и новые возможности, которые открываются перед нашим регионом: перед бизнесом, наукой, социальной сферой… Архангельская область имеет хороший потенциал. Это крупнейшая городская агломерация – Архангельск, Северодвинск, Новодвинск; это мощная судоверфь в Северодвинске, крупнейший центр лесной промышленности, один из десяти федеральных университетов. Наконец, это ближайшая к Москве арктическая территория, – отметил Олег Васильевич.

Исходя из исторической специализации экономики региона и потенциальных инвестпроектов сформирована концепция Архангельской опорной зоны в Арктике и представлена в Минэкономразвития.

– Пул проектов, входящих в опорную зону, – это, безусловно, строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», морского глубоководного порта, формирование производственно-логистического центра Минообороны России, наши кластеры в судостроении и лесной промышленности, разработка Павловского месторождения полиметаллических руд на Новой Земле, – продолжает Олег Бачериков. – Проекты и краткосрочные, и долгосрочные – в частности, инфраструктурные проекты и месторождение на Новой Земле у нас расписаны за «горизонт» 2030 года.

Зам. министра подчеркнул, что от лесопромышленной специализации регион не отказывается.

– Лес сегодня востребован, мировая конъюнктура способствует реализации ряда проектов как в Арктической зоне – как вы знаете, это проект на базе СЛДК, – так и на более южных территориях – в Вельском, Устьянском, Плесецком районах. Лесная специфика присутствует и в арктическом векторе, – отметил Олег Бачериков.

Грузопоток как стимул развития производства

Директор ассоциации «Созвездие» Сергей Смирнов говорил о необходимости выстраивания диалога между операторами, работающими в Арктике, и региональным бизнес-сообществом. Прежде всего это касается вопросов использования транспортной инфраструктуры и развития сети местных поставщиков.

– Наша ассоциация основана в 2006 году. Сегодня в ней 150 компаний, в основном предприятия Архангельской области, – отметил Сергей Владимирович. – Об одном из проектов хотелось бы рассказать поподробнее, а именно – «Ямал СПГ» (добыча, сжижение и поставки природного газа – прим. ред.). Сегодня Архангельская область поставляет большой перечень материалов на Сабетту – строительные материалы, щебень, песок… Круглогодичные поставки реализуются с 2013 года, отработали уже четыре навигации. В Архангельской области появились новые судовладельцы. Количество судов ледового класса возросло – их порядка 40, они регулярно работают на трассе Севморпути. Произошла модернизация отдельных морских терминалов, грузовых районов. Безусловно, логистика и грузопоток стали способствовать развитию производственной активности. В регионе развиваются производство металлоконструкций, железобетонных конструкций, прочих изделий, которые востребованы в Арктике.

Вместе с тем хочу отметить, что, используя ресурсы наших промышленных компаний, оператор использует и нашу транспортную инфраструктуру. Она изнашивается и зачастую не готова к приему дополнительных грузов. Эти вопросы в процессе решаются, уже на уровне генподрядчиков. Но если бы оператор заранее декларировал нам объемы, какие категории грузов должны поступить, возможно, инфраструктуру мы могли бы подготовить.

Оператора ни в коем случае нельзя рассматривать как инвестора. Он, безусловно, дает нам работу, дает возможность развивать бизнес, вводить новые мощности, но с точки зрения вливания его собственных ресурсов – такие времена, наверное, уже прошли. Поэтому очень важно на раннем этапе реализации любого проекта формализовать отношения с оператором, – подчеркнул Сергей Смирнов.

Законодательные акценты

Управляющий партнер компании «Гудков, Корельский, Смолярж» Максим Корельский акцентировал внимание на особенностях и проблемах правового регулирования российских северных территорий. По его мнению, закон о развитии Арктической зоны должен быть построен не по отраслевому, а по территориальному принципу.

Еще один важный момент – Арктическая зона должна получить статус территории опережающего экономического развития со льготными налоговыми условиями.

– Для этого, в частности, необходимо пересмотреть и выровнять энергетические тарифы, транспортную (железнодорожную) плату, сборы арктических портов. Также важно законодательно отрегулировать судоходство по Северному морскому пути: определить инструменты государственной поддержки, полномочий и ответственности органов власти, приведение российского морского законодательства в соответствие с международным морским правом, в том числе по вопросу страховой защиты и обеспечения безопасности морских перевозок по Северному морскому пути; развитие малой авиации и условия выдачи лицензий недропользователям в Арктической зоне, – подчеркнул Максим Владимирович.

Директор Высшей школы экономики, управления и права САФУ профессор Надежда Чертова сообщила о том, что принято решение создать некоммерческую организацию «Арктический правовой центр».

– Все механизмы, связанные с организационной частью, запущены. Думаю, что через три-четыре месяца центр начнет работать. Он создается для того, чтобы оказывать юридические консультационные услуги в вопросах международных перевозок товаров, предоставления логистических услуг в Арктическом регионе, – пояснила Надежда Андреевна. – Арктический правовой центр будет активно взаимодействовать с бизнес-сообществом по обеспечению правового сопровождения их деятельности в рамках развития Арктического региона. У центра благородная и актуальная миссия, уверена, что у нас все получится.

Наталья СЕНЧУКОВА, фото: Юрий ГНАТЮК/предоставлено компанией “Гудков. Корельский. Смолярж”