«Горсвет» раньше обслуживал даже жилые дома

Люди и события

Ветераны и старожилы муниципального предприятия вспоминают, как в Архангельске развивалась система уличного освещения

История МУП «Горсвет», которое в этом году отмечает свое 25-летие, на самом деле началась гораздо раньше – еще в 1961-м. В разное время это был небольшой производственный участок при объединении «Архангельсккомхоз» и отдельное электросетевое предприятие. Интереснее всего узнать о периоде становления «Горсвета» от людей, которые были непосредственными участниками тех событий.

Наставничество и новаторство606-34

Ветераны предприятия Елена Кудряшова и Лия Коржавина пришли сюда на работу в 1975 году. Елена Юрьевна была диспетчером, Лия Кельсиевна – главным бухгалтером. На их глазах «Горсвет» развивался, обслуживая все больше и больше светильников и линий электропередачи.

«Горсвет» располагался сначала по адресу: улица Свободы, 8, потом – на Гагарина, 14. И только после этого он «получил прописку» на Троицком, 62. Работники предприятия активно участвовали в
обустройстве помещений и прилегающей территории, много раз выходили на субботники.

– Когда был закончен ремонт и состоялся переезд, директор приступил еще к одному проекту – надо было сделать хорошую базу для электромонтеров. Нам выделили здание бывшей котельной на улице Дачной. Разруха там, конечно, была, но справились. Приводили его в порядок как и нанятые работники, так и мы собственными силами, – рассказывает Елена Кудряшова.

Сейчас на Троицком, 62 находится офис предприятия. Аварийно-диспетчерская служба и участок по обслуживанию светофоров и дорожных знаков располагаются на улице Полины Осипенко, а линейно-ремонтная служба – на производственной базе предприятия на Дачной. На этой базе размещены склад, производственный и автотранспортный цех, там же проводится обучение сотрудников.

Диспетчерскую можно назвать «сердцем» предприятия, «двигателем» рабочего процесса, ведь сюда стекается вся информация. В 1970-х годах в «Горсвете» трудились четыре диспетчера, в 80-х их количество увеличили до пяти.

606-35– К нам в диспетчерскую поступали все звонки, мы распределяли их между службами. Темы обращений были разные, ведь когда-то мы даже обслуживали и жилой фонд, занимались электроснабжением домов, в основном в Маймаксе и Исакогорке, – вспоминает Елена Юрьевна.

– Секретарей-машинисток у нас не было, так что, кроме выполнения основных обязанностей, диспетчеры печатали на пишущих машинках письма, приказы, документы, в том числе наши бухгалтерские отчеты и балансы. Тогда ведь все писали от руки. И работали на счетах, калькуляторы появились позднее. К ним, кстати, не сразу привыкли. Помню, на первых порах у нас экономист сначала на счетах считала, а потом на калькуляторе перепроверяла, – делится Лия Кельсиевна.

Елена Кудряшова работала в «Горсвете» до 2014 года, Лия Коржавина – до 1989-го. У обеих об этом времени остались только хорошие воспоминания. Говорят, что коллектив был очень дружный, вместе отмечали все праздники, занимались общественной деятельностью.

– У нас было организовано наставничество. За каждым молодым сотрудником закреплялись электромонтеры с опытом, которые знали все сети, они вводили новичков в курс дела и подсказывали, если требовалась помощь. Между работниками проводилось соцсоревнование, подводили его квартальные и годовые итоги, победителей награждали премиями, – делится Елена Кудряшова. Елена Юрьевна возглавляла профком, входила в комиссию по трудовым спорам. Гордится тем, что ее фотография висела на доске почета городского коммунального хозяйства.

Добрым словом наши собеседницы вспоминают директора предприятия Валерия Исполинова и его преемника на этом посту Геннадия Буянова, главного инженера Евгения Перетягина, старшего диспетчера Николая Вертешина.

– Валерий Андреевич Исполинов по образованию энергетик, окончил Ленинградский энергетический институт. Он по натуре был новатором, все время стремился усовершенствовать процесс, что-то технически новое продвинуть. Например, раньше для включения освещения в городе использовался огромный пульт, но было непонятно, все ли светоточки зажглись. Валерий Андреевич пытался придумать, как бы сделать так, чтобы этот процесс можно было контролировать прямо из диспетчерской, – рассказывает Елена Кудряшова.

Как показала жизнь, Исполинов заглядывал далеко в будущее: с 2005 года все городские светильники включаются с компьютера, а специальная программа сразу показывает, есть ли проблемы со светом и где.

Своих автовышек сначала не было

Электромонтер линейно-ремонтной службы Александр Чуприяновский – из старожилов предприятия, трудится с конца 1970-х.

– Я учился в ГПТУ № 25, проходил здесь практику, а после училища устроился на постоянную работу, – рассказывает Александр Серафимович. – Отсюда ушел в армию в 1979 году, в 1981-м вернулся. Заочно поступил в Ивановский энергетический техникум, окончил его. Работал электромонтером, дорос до мастера.

На пару лет Александр Чуприяновский уходил из «Горсвета», был задействован в этот период на строительстве Краснофлотского моста в качестве главного энергетика, а потом вернулся 606-36обратно.

– В то время мы не обслуживали светофорные объекты и дорожные знаки, их передали «Горсвету» уже в 2000-х. Занимались только обрывами линий электропередач и другими аварийными ситуациями, заменой ламп в светильниках, – вспоминает он. – Своих автовышек сначала не было, для работы их арендовали. И только когда вместо производственного участка было создано предприятие, купили первую вышку, потом еще несколько.

Ремонтно-линейная служба «Горсвета» занимается, в частности, поддержанием в порядке опор наружного освещения.

– Железные столбы мы красим, бетонные – если на них появились трещины – цементируем. Когда в диспетчерскую поступают обращения, что опора повреждена или наклонилась, выезжаем на место и оцениваем ситуацию, решаем, что с ней сделать – ремонтировать или менять, – рассказывает Александр Серафимович. – На опоры освещения очень много клеят объявлений, всякой рекламы. Не успеваешь очистить, так она появляется снова. Сейчас обносим столбы сеткой-рабицей, чтобы хоть как-то уберечь их от расклейщиков.

Дмитрий Овчинников и Александр Белозеров – электромонтеры аварийно-выездной службы. Дмитрий Александрович работает в «Горсвете» с 1984 года, пришел сюда еще практикантом, а Александр Афанасьевич – с 1994-го, до этого трудился на втором лесозаводе.

В их обязанности входит оперативное реагирование на аварийные ситуации, которых в городе случается немало – и светофоры сбивают, и дорожные знаки мнут, и обрывы на линиях происходят…

606-37– В нашей службе восемь электриков, пять диспетчеров и восемь водителей, – говорит Дмитрий Овчинников. – Электрики выходят на смену вдвоем: один отвечает за южную часть города, другой – за северную. Работы много. Раньше сферой нашей ответственности был только город от моста до моста, Соломбала, Маймакса, самая дальняя точка – Лесная Речка, а сейчас обслуживаем весь Архангельск.

В 2004 году к электросетям, находящимся в ведении предприятия, добавились сети на островных и окраинных территориях: Турдеево, Цигломень, Талаги, Маймакса, Северный округ, Силикатный завод, лесозаводы №№ 2, 3, 29, острова Кего, Бревенник, Хабарка. В 2007-м году «Горсвет» начал заниматься обслуживанием светофоров и дорожных знаков. Год спустя было принято решение об использовании натриевых светильников, которые по сравнению со своими «ртутными предшественниками» экологически безопаснее и более выгодны экономически. В 2015-м предприятие внедрило в эксплуатацию автоматизированную систему управления наружным освещением. Есть планы развиваться дальше. Уверены, что у тех 80 человек, которые сегодня составляют дружный коллектив «Горсвета», о работе здесь тоже останутся яркие, как дневной свет, и интересные воспоминания.

Наталья СЕНЧУКОВА,фото: Кирилл ИОДАС и из архива предприятия «Горсвет»