Когда килограмм хлеба – это роскошь

Люди и события

К 75-летию Соловецкой школы юнг: Моряк Виктор Батраков рассказал о трудном детстве в военном Архангельске

Виктор Иванович Батраков родился в 1927 году в деревне Бор Холмогорского района. В 1929 году его семья переехала в Архангельск. Отец трудился в Северном морском порту, мать занималась детьми и хозяйством. И все было бы хорошо, но в 1941 году грянула Великая Отечественная война.  Виктору тогда было всего 14 лет.

Отца на второй же день войны призвали на фронт, все четыре года он служил на острове Рыбачьем, не получил ни одного ранения и вернулся домой живым. Любил потом вспоминать, как храбро с товарищами держал оборону и не пропустил фашиста в родные земли. Но все это было потом. А пока, в 1941-м,
мать осталась в Архангельске одна с тремя детьми. Виктор был старшим, именно он, еще  школьник, стал главой семьи на время отсутствия папы. На его мальчишеские худые плечи легла нелегкая забота: прокормить семью. А в это время Архангельск постоянно бомбят, в городе свирепствует голод…

– Когда я в 1942 году окончил семилетнюю школу, то искал работу. Мама, конечно, тоже работала где могла, то уборщицей, то еще кем-то… Но одной ей было очень тяжело справляться с хозяйством. Наконец мне удалось устроиться в Севпортиз (Управление изысканий для северных портов – прим. ред.). По возрасту в пароходство, куда я стремился, меня не брали, а отец ведь раньше работал в Севпортизе, поэтому я там и оказался. Оформлен был учеником моториста, а по факту трудился разнорабочим. Занимались мы промерами на Северной Двине. Промеряли фарватеры, проверяли глубины. Два года я был в экспедициях в Онежской, Двинской губе, дома почти не жил, – рассказал Виктор Иванович.

Одним из главных плюсов такой работы, как вспоминает ветеран,  была величина хлебного пайка. Ему как участнику экспедиций ежедневно выдавали 1,2 килограмма хлеба. По тем голодным временам это была огромная роскошь, ведь обычным жителям города выдавали всего лишь 400-800 граммов. В Севпортизе Виктор пережил самые страшные времена — 1942 и 1943 годы. В 1944-м открылась Архангельская школа мореходного училища. Виктор уже подрос, набрался опыта. Да и к морю его всегда тянуло, поэтому он незамедлительно решил поступить в это училище.

– Мой приятель, которому посчастливилось уже ходить на судах, говорил мне: учись только на матроса. Работа всегда на свежем морском воздухе, на палубе, весело! Я и пошел на матроса, – вспомнил Виктор Иванович.

Профессия эта была и есть не только почетной и романтической, но и опасной. В 1944-1945 годах Виктор Иванович проходил практику на пароходе «Вологда», который возил грузы между портами Балтики, Мурманском и Архангельском, а также ходил в сопровождении Северных конвоев. «Вологда», например, не раз сопровождала суда из Кандалакши. Шли через Чешскую губу, огибали мыс Канин нос. Несмотря на то что завершение войны было уже близко, в северных морях советские и английские суда день и ночь караулили немецкие подводные лодки. Фашисты атаковали конвои, потопили немало боевых судов и грузовых пароходов. Не зря моряки опасались встречи именно с фашистскими субмаринами.

– Периодически нам сообщали, что замечена подлодка. Нас, курсантов, отправляли на капитанский мостик. У каждого был свой сектор обзора. Мы должны были внимательно осматривать его и немедленно сообщать, если увидим вражеский корабль. Увы, лично мне лодки видеть не привелось, но мы знали, что они постоянно находились рядом, – отметил ветеран.

После окончания АШМО зимой 1945 года его направили в Северное морское пароходство. Виктор Иванович служил на пароходе «Революционер», он ходил в Арктику, доставляли грузы в Диксон и другие порты. Когда закончилась война, несколько раз ходили и в Берлин. В 1945-1946 годах из немецкой столицы через северные порты Ленинград, Мурманск и Архангельск привозили обратно в Советский Союз ценные грузы. В основном оборудование заводов, вещи, которые фашисты захватили в ходе войны и перевезли в Германию. Советские моряки возвращали стране награбленное.

Затем началась мирная жизнь. Для Виктора Ивановича она неразрывно была связана с морем. Он продолжал работать в Архангельском арктическом пароходстве. В 1952 году моряк женился.

– Два месяца только с женой пожил, а потом решил идти в Арктику, так как за каждый месяц в море на 5 дней увеличивался отпуск. Ушли мы в Тикси, а когда разгрузились, нам приказали загрузить в Нордвике соль и идти на Дальний Восток и в Китай. Помню, что за время плавания соль в трюмах слежалась, поэтому приходилось ее взрывать шашками. Потом я поездом вернулся в Архангельск, 13 суток ехали. Больше года длилось это путешествие. За это время Арктическое морское пароходство, где я работал, перевели в Мурманск. Поэтому я пошел на работу в тралфлот, – рассказал интересную историю ветеран.

С 1953 года  до выхода на пенсию Виктор Иванович работал в трал-флоте  на зверобойных, промысловых судах.  Вырастил вместе с женой двоих детей – дочку и сына. За боевые и трудовые заслуги перед Родиной 90-летний ветеран имеет немало грамот, благодарностей. Отмечен он такими почетными наградами, как орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Советского Заполярья», медаль Георгия Жукова и медаль «Адмирал Кузнецов».

Мария ГАВРИЛОВА, фото: Кирилл ИОДАС