Анна Серова: Выступать в родном городе – большая честь и радость

Люди и события

Звезда мировой камерной музыки дала концерт в Архангельске

Альтистка Анна Серова – выпускница Архангельского музыкального училища (теперь– колледж), сделавшая блистательную карьеру.

Она дает концерты в лучших залах Европы и не только, исполняет классику и экспериментирует с жанрами, ей посвящают произведения именитые современные композиторы, она проводит мастер-классы по всему свету. Не забывает и про Архангельск. 5 марта Анна впервые с момента выпуска выступила в зале родного училища. Накануне концерта она рассказала о том, как ей живется и работается в Италии, о любви к прогрессивному року и страсти к танго.

– Анна, как часто вы бываете в Архангельске?

– У меня здесь живет много родственников, друзей. Я всегда с удовольствием приезжаю в Архангельск, но, к сожалению, не очень часто: где-то раз в год. Иногда приезжаю с концертами, но не всегда.

– Вы много лет живете в Италии. Когда вдруг там вспоминаете об Архангельске, по чему больше всего скучаете?

– По снежной зиме. В Италии иногда выпадает снег, например, в этом году были большие снегопады. Но там они не радость приносят, а проблемы на дорогах, потому что страна к этому не привыкла. Настоящей зимы не хватает, поэтому я рада, что сейчас, в начале марта, в Архангельске много снега, еще пахнет зимой.

– Расскажите немного о том, как происходило ваше становление в музыке.

– Я родилась в Архангельске, училась в шестой средней школе. Сначала занималась в  музыкальной школе № 1, а потом за своим педагогом Георгием Михайловичем Мищенко перешла в школу № 42. После поступила в музыкальное училище, занималась у Олега Анатольевича Клишева на скрипке. Последние два года училась у Виктора Антонюка по классу альта. Затем поступила в Петрозаводскую консерваторию, а после нее – в аспирантуру в Санкт-Петербурге.

– Как получилось так, что вы со скрипки перешли на альт?

– В Архангельск приехал профессор консерватории Петрозаводска Климентий Иосифович Векслер, и он мне посоветовал попробовать альт. Сказал, что у меня так называемая «альтовая фактура», сумел распознать, что звук получается больше альтовый, чем скрипичный. Я попробовала, и каждый день его благодарю за этот совет. Мучений перехода на другой инструмент не было. Какой-то период я играла и на скрипке, и на альте. Потом поняла, что альт мне подходит идеально, и решила на нем сконцентрироваться.

– Вы учились в общей сложности не менее 25-ти лет: после аспирантуры занимались в академии Stauffer у Бруно Джураны, потом на курсах у Юрия Башмета. Зачем столько?

– Это не значит, что я только училась все это время. Я брала уроки даже тогда, когда сама уже преподавала и активно вела концертную деятельность. С моим педагогом Бруно Джурана мы выступали вместе, но я все равно училась у него, так как считала, что мне еще есть что у него перенять. Так же и с Юрием Башметом. Их опыт был очень ценен для меня. И всегда хотелось быть лучше, совершенствовать свои навыки. У музыкантов этот процесс вообще бесконечный. То есть когда-нибудь ты перестаешь брать уроки, но учишься все время у тех людей, с которыми ты выступаешь, и даже у своих же учеников, потому что они порой подсказывают какие-то вещи, до которых я сама бы не додумалась.

– Преподавание для вас – это необходимость передавать опыт?

– Мне очень нравится преподавать, я считаю, что это одно из моих призваний. Я передаю свои знания ученику, который в этом заинтересован. На аспирантском уровне ко мне приходят уже профессионалы – взрослые люди, у которых за плечами карьера. Идет живой творческий обмен мнениями по поводу произведений искусства, композиторов, каких-то музыкальных идей. Это очень интересно.

– Ваши ученики – это студенты из Италии?

– Не только, это музыканты из разных стран. Горжусь последним достижением одного из моих учеников – Петра Павлова из Красноярска, который недавно выиграл конкурс на место концертмейстера группы альтов в очень престижном театре «Ла Фениче» в Венеции. Я также веду много мастер-классов по миру. Бывали на них и музыканты из Архангельска, я сейчас провела мастер-класс в колледже для студентов.

– У нас многие родители отправляют детей в музыкальную школу, причем часто  не из-за того, что хотят, чтобы дети стали профессиональными музыкантами. Как вы к этому относитесь?

– То, что многие дети ходят в музыкальную школу, я считаю, гениально. Это должно быть, это залог культурного здоровья нации. Ребенок, который ходит в музыкальную или школу искусств, с детства учится понимать, что такое красота, это необходимо для его культурного развития. В Италии, к сожалению, нет такой традиции среди родителей записывать детей в школы искусств. Они больше склоняются в сторону спорта, футбола. Поэтому я горжусь тем, что в России такие традиции существуют и намного более серьезно поддерживаются и на государственном уровне. Даже те дети, которые потом не становятся профессиональными музыкантами, учатся ценить прекрасное. Они потом приходят на наши концерты, это наша публика.

– А почему не все становятся звездами, как вы?

– Тут во многом играет роль везение, момент удачи. Насколько повезет с педагогами, то есть теми, кто формирует из ребенка артиста, его мировоззрение и техническую базу. Это очень важно для будущих успехов, как и то, что зависит от самого человека, – желание быть профессионалом, постоянное стремление к совершенствованию навыков, мастерства. Надо много работать и многим жертвовать. Большая привилегия – быть артистом, но она требует серьезных эмоциональных и физических затрат. От чего-то надо отказываться в жизни, но потом эти жертвы окупаются сторицей.

– Вы исполняете не только классическую академическую музыку, но много экспериментируете с разными жанрами: рок, джаз, танго. Вам классика наскучивает со временем?

– Плохих жанров нет, бывает плохо написанная или плохо сыгранная музыка в любом жанре и стиле. Сегодня тенденция такова, что идет смешение жанров, и это бывает очень полезно. Мой сын, например, учился в музыкальной школе, изучал классику. Но он еще увлекается прогрессивным роком 1970-х годов, и он мне много рассказывал про этот жанр, направление, давал слушать. И я научилась ценить эту музыку. Я много сотрудничаю и с джазовыми музыкантами. Есть произведение, которое я исполняю, – Voila Tango Rock Concert, часть играю на классическом альте, рок-часть играю на электрическом альте, а в конце танцую танго.

– Кстати, откуда в вас, северянке, этот огонь, эта страсть к танго?

– Я думаю,что началось все с музыки Пьяццоллы. Я его произведения давно играю и очень люблю. Потом в Италии я сходила на курсы аргентинского танго,  мне очень понравилось, и я занимаюсь танго уже более 10-ти лет. Вообще, сам факт того, что ты играешь разную музыку, очень расширяет кругозор. Часто советую ученикам пробовать другие жанры, это студентов раскрепощает. Важно понимать, что исполнение любого произведения – это выражение через музыку самого себя. Надо найти себя, и в этом один жанр может помогать другому. Смешения жанров уже никто не боится, в том числе композиторы, которые пишут классическую музыку.

– Каково для вас выступать с концертами в Архангельске, волнуетесь, как примут земляки?

– Для меня выступать в родном городе, в зале, где будут земляки и очень много родственников, – всегда большая честь, радость. С огромным удовольствием я проводила репетиции с камерным оркестром Архангельского музыкального колледжа под управлением Олега Анатольевича Клишева. Понравилось отношение музыкантов к работе. С директором колледжа Ольгой Фофановой, которая исполнила партию фортепьяно, мы уже играли несколько лет назад. Я очень ее ценю как музыканта, поэтому новая встреча была тоже очень радостной. Программа была разнообразная. В числе прочего состоялись две российские премьеры. Впервые звучало произведение Боттезини, написанное в начале XIX века. Мы играли его по манускрипту, потому что ноты  я нашла в библиотеке Кремоны, их никто до этого не играл, не издавал и не записывал. Еще одна премьера – впервые в России исполнялась «Хабанера» итальянского композитора Энцо Де Розы, который в 2011 году написал это произведение и мне посвятил.

– Так получилось, что ваш приезд в Архангельск совпал с началом весны и  праздником 8 Марта. Что пожелаете женщинам?

– Желаю больше любви, света, радости, чтобы женщины себя любили и ценили, пользовались уважением своих мужчин и чтобы у всех все было красиво.

Мария ГАВРИЛОВА, фото: Кирилл ИОДАС