Архангельская санаторная школа-интернат № 1 отметила 45-летний юбилей
Выражение «школа – второй дом» обретает реальный смысл в стенах интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь на многие месяцы учебное заведение становится для ребят настоящим домом. Школьники здесь не только постигают науки, но и живут, потому что оздоровительный процесс идет неотрывно от учебного.
Массаж, бассейн, физиопроцедуры
– Лучше всего медицинские процедуры проводить в первой половине дня, поэтому уже с восьми утра у ребят массаж, водолечение, физиопроцедуры, – рассказала Ирина Ловкова, директор Архангельской санаторной школы-интерната №1. – Кроме того, каждый день у наших детей ЛФК, три раза в неделю обычная физкультура, два раза в неделю занятия в бассейне.
Это единственная школа в регионе, где ребята учатся и лечатся одновременно, поэтому желающих попасть сюда достаточно много. Каждый год дети проходят медицинскую комиссию, на которой специалисты определяют, есть ли у них показания для того, чтобы обучаться в этой школе. Основные показания: сколиоз, нарушения осанки с тенденцией к сколиозу либо некоторые другие опорно-двигательные заболевания. Сейчас в школе 221 ученик, 34 из них – дети с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то что обучение идет параллельно с оздоровлением, никаких послаблений относительно программы у ребят нет, она здесь такая же, как и в общеобразовательных школах, дети изучают все положенные предметы, сдают экзамены. Тех, кто отучился в школе №1 с первого по девятый класс, не так уж и много, так как, если медицинских показаний для этого нет, ребята переходят в обычную школу. Единственное рази-тельное отличие учебного процесса: на уроках дети занимаются лежа, это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник. Исключение – кабинеты химии, физики, информатики. За партами остаются и те, кому учиться лежа не положено по медицинским показаниям.
– Считается, что в лежачем положении ребенок должен находиться до 18 часов, – объяснила Ирина Ловкова. – В общем-то, так и получается. Школьники живут здесь с понедельника по пятницу, иногда родители, конечно, забирают их домой, однако два раза в неделю дети должны оставаться на ночь здесь.
Учимся лежа и стоя
Татьяна Костырева, классный руководитель 4 «А» класса, работает в этой школе уже двадцатый год.
– Пришла сразу после пединститута, поначалу было непривычно, но мне сразу все объяснили, втянулась быстро, – рассказала она.
Мы заглянули к четвероклассникам на урок в тот момент, когда они решали контрольную работу по математике. Кто-то – лежа ка кушетке, кто-то – сидя за партой.
– Ребята, вам удобно лежа учиться? – спросили мы.
Дружный гул подтвердил, что вполне.
– Дети привыкают заниматься так, потому что соблюдены все нормы и правила, как и при написании сидя: рука лежит на локте, – объяснила Татьяна Костырева.
– Наверное, в таком положении школьников постоянно тянет в сон?
– У меня за двадцать лет еще ни разу дети не засыпали, – признается учитель.
Пока четвероклашки пишут контрольную работу, удобно устроившись на кушетках, девятиклассники решают задачки по физике, стоя за высоким столом. Многим из ребят необходимо менять положение, поэтому половину урока они стоят, а другую половину – сидят. Кроме того, в середине каждого урока проходит физкультминутка.
– Нам нравится, что в этой школе есть организованный режим, в том числе режим питания, постоянно какие-то кружки, занятия, факультативы – насыщенная программа, – Лиза Меньшикова объяснила нам, почему учиться здесь ей нравится.
– И коллектив, конечно, отличный, педагоги, воспитатели, да и ребята – вся школа, – добавила Даша Малышева.
Одно из любимых мест школьников – библиотека, командует парадом здесь Ольга Прахова. Она не просто библиотекарь, а еще и мастер на все руки, учит ребят делать народных кукол, мастерить модульное оригами и поделки из макарон.
– Начала с героев книг – Пятачка с Винни-Пухом, чтобы заинтересовать школьников, а дети загорелись, стали просить научить их мастерить, – рассказала Ольга Прахова. – В этом году делали выставку книг к «Дервишу», естественно, не очень интересна ребятам эта тема, но, когда тут поставили армаду кораблей, все сбежались в библиотеку и разобрали книжки.
Спортивных залов в этой школе гораздо больше, чем в общеобразовательной, потому что ребята занимаются не только обычной физкультурой, но и лечебной. Шестиклассники как раз выполняли упражнения с мячами: укрепляли мышечный корсет.
– Упражнения направлены на коррекцию осанки, имеющихся у детей деформаций, работа индивидуальная, но отдельные упражнения выполняем в группах, – рассказала Ксения Лапина, инструктор ЛФК. – Сейчас ребята занимаются лежа на полу, чтобы уменьшить осевую нагрузку. Я занимаюсь с детьми с первого по девятый класс, со всеми параллелями. Упражнения у них разные, на каждый класс составлена программа. Пока мы занимаемся, нас контролирует врач ЛФК, врачи-ортопеды.
Чувствуйте себя как дома
– Мы областное учреждение, поэтому сюда приезжают ребята со всех уголков региона, на выходные школьники из отдаленных районов остаются здесь, разъезжаются только на каникулы, – объяснила Ольга Кузнецова, заместитель директора по воспитательной работе.
Живут ребята в 3-4-местных комнатах, питание шестиразовое. Может показаться, что в свободное от учебы время школьники здесь скучают, но времени на это у них практически не остается. Помимо учебных и оздоровительных процедур, для них организовано очень много мероприятий, дополнительных занятий, кружков. Да и атмосфера здесь почти домашняя: классы небольшие, около 15 человек в каждом, поэтому ребята все друг друга знают.
– Нам очень нравится в этой школе, учителя относятся с пониманием, никто не смеется, что у тебя может быть какая-то болезнь или еще что-то, чувствуешь себя комфортно, да и класс у нас дружный, – объяснили Милана Варенцова и Лера Миронова.
Признаться честно, в учреждении хоть и обучаются ребята, у которых есть медицинские показания для этого, ничего, что отличало бы их от других школьников, мы не заметили: такие же любопытные, шаловливые, порой непослушные. А еще – очень приветливые и открытые, ведь чувствуют себя здесь они частью большой и дружной школьной семьи.