Глубоководный порт – опорный пункт Севморпути

Политика и экономика

30 миллионов тонн грузов в год – такова планируемая пропускная способность нового проекта

Реализация проекта строительства глубоководного района морского порта позволит создать более привлекательными логистические маршруты для российских и зарубежных грузоотправителей и даст синергетический эффект для экономики нескольких регионов страны.

О подготовительной стадии проекта журналистам и экспертам рассказали председатель регионального правительства Алексей Алсуфьев и генеральный директор АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» Сергей Кокин. Новый глубоководный порт призван стать опорным пунктом Северного морского пути и одним из основных портов в его навигационной цепочке, обеспечить круглогодичный прием и обработку крупнотоннажных судов. Как отметил председатель правительства, целесообразность строительства глубоководного порта подтверждается прогнозными оценками дефицита портовых мощностей в районе Западной Арктики и Северо-Западного арктического бассейна.

Пропускная способность по перевалке грузов нового глубоководного порта оценивается в 30 млн тонн в год. Последовательный запуск проекта со строительством железнодорожной магистрали «Белкомур» обеспечит кратчайший выход к морским акваториям промышленных регионов Урала и Сибири. Алексей Алсуфьев подтвердил: сегодня ведутся активные переговоры, и уже частично достигнуты предварительные договоренности с потенциальными грузоотправителями.

Проектная глубина судоходного канала порта должна составить около 17 метров (в грузовом районе Экономия – 9,2 метра). Указанные глубины позволят принимать суда класса «Panamax» шириной до 32 метров и дедвейтом 70 тыс тонн (сегодня на Экономии перегружаются суда дедвейтом до 25 тыс тонн) и существенно улучшить экономику морских перевозок через порт Архангельск.

– Уменьшив транспортное плечо из Сибири и Урала и увеличив грузовую вместимость судов, мы сможем снизить ставки фрахта, повысив тем самым конкурентоспособность нового глубоководного района порта, – отметил Сергей Кокин.

В отличие от портов Балтики и Черного моря Архангельск имеет открытый выход из Белого моря в мировой океан и может обеспечить независимость навигации.

В настоящий момент идет предпроектная стадия: этап согласования технической концепции и финализация разработки финансово-экономической и организационно-правовой моделей проекта с потенциальным инвестором – китайской компанией Poly International Holding Ltd. В ближайшие полгода-год планируется определиться с условиями предоставления инвестиций финансовыми институтами КНР. Стоимость проекта может составить около 117 млрд рублей в ценах 2016 года.

Средства пойдут на создание объектов береговой и причальной инфраструктуры глубоководного района, подходного канала, компоновку терминальных мощностей по обработке грузов, прокладку подъездных авто– и железнодорожных путей, энергетику. Строительство самих терминалов для перевалки минудобрений, нефтепродуктов и газового конденсата, лесных, навалочных и металлогрузов по общепринятой практике будут финансировать заинтересованные инвесторы-грузоотправители. На сегодня это в большинстве своем российские компании, сообщает пресс-служба губернатора и правительства области.

– Глубоководный порт в Архангельске должен стать составной частью глобального проекта Севморпути, – подчеркнул Алексей Алсуфьев. – Вкупе с «Белкомуром» это дает предпосылки для развития производительных сил на территории области – для создания новых предприятий и производств.