Без согласования и перепланировку не сделаешь

Политика и экономика

В муниципальном ИРЦ стараются решать поставленные задачи максимально эффективно и оперативно

В декабре прошлого года Информационно-расчетный центр отметил 20-летие. Все эти годы казенное учреждение помогает горожанам в решении разных важных вопросов. Сегодня в городе открыты девять филиалов, в которых работают специалисты службы по найму жилья, паспортной службы, отдела субсидий.

Неплательщиков ждут предупреждения, суды и выселение

Главный офис учреждения располагается в центре Архангельска, в Театральном переулке. Отделы ИРЦ размещены на двух этажах, сюда поступает и здесь анализируется вся информация.

Учреждение выполняет несколько важных функций. Одна из них – защита интересов наймодателя, то есть соблюдение порядка в сфере оплаты найма жилых помещений, собственником которых является городская администрация. Иными словами, центр собирает оплату с граждан, которые проживают в муниципальном (неприватизированном) жилье. И соответственно, может принять меры, если оплата не поступает. Например, ежемесячно учреждением выписывается порядка 7800 предупреждений неплательщикам (в том числе через квитанции за ЖКУ) о необходимости погасить задолженность за наем жилья. Если эффекта нет, то следуют иски в суд.

Крайний случай – выселение должников. Сейчас, например, ведется работа по выселению практически тысячи семей. Среди причин указать на дверь нанимателям муниципального жилья могут быть также их праздный образ жизни, связанный с употреблением крепких напитков, а также те ситуации, когда люди не проживают в нанятом жилье и не содержат его. Последнее чаще всего бывает в деревянных домах, когда люди не топят зимой печи, а это идет во вред всем остальным жильцам дома.

Без согласования с ИРЦ нанимателям нельзя сделать перепланировку в муниципальной квартире и произвести обмен жилья. Одна из ключевых обязанностей центра – участие в собраниях собственников жилья. В прошлом году таких собраний состоялось 1877, причем 622 из них инициировали именно сотрудники ИРЦ.

– Вопросы на собраниях обсуждаются разные. Те, которые мы инициируем, касаются, как правило, выбора способа управления домом. Прежде чем департамент городского хозяйства проведет конкурс по отбору управляющей компании по управлению конкретным домом, мы должны прийти туда, провести собрание и предложить людям самим выбрать УК или организовать ТСЖ, – пояснила начальник ИРЦ Ольга Барболина.

Кстати, на сайте учреждения размещены рекомендации по созданию ТСЖ и по заключению договоров управления  с УК. Однако вопросы у людей все равно возникают. Поэтому двери в отделы ИРЦ, в том числе и к начальнику, всегда открыты. Здесь готовы в любое время рассказывать тонкости, объяснять, консультировать, ведь изменения в жилищный кодекс вносятся постоянно, и за каждым порой не уследишь.

Дружить, а не враждовать

ИРЦ тесно взаимодействует с управляющими организациями. Со 122 управляющими компаниями и ТСЖ, которые действуют в домах, где есть муниципальное жилье, у ИРЦ заключены договоры управления.

– Нередко возникает ситуация, когда УК предлагает собственникам внести изменения в договоры управления, которые не соответствуют действующему законодательству, провести общие собрания собственников с некорректной повесткой, мы стараемся разъяснить гражданам, где им необходимо отстоять свои права. Случаются также и другие недопонимания действий УК, которые идут вразрез с нормами Жилищного кодекса. Опять же, обращаемся и объясняем, просим устранить недочеты. Если необходимо, подключаем департамент городского хозяйства, правовой департамент, иногда суды, чтобы был правильный диалог и работа шла оперативно. Но в целом дружим со всеми, человеческий фактор имеет значение, – прокомментировала Ольга Барболина спорные моменты, которые возникают при взаимодействии с УК.

Кроме того, в некоторых домах муниципальные жилые помещения по той или иной причине пустуют, но приватизированные квартиры заселены. Управляющая компания так или иначе несет затраты на содержание дома. В этом случае ИРЦ их возмещает. Кроме того, с 2015 года ИРЦ проверяет и оплачивает счета по взносам на капитальный ремонт, выставленные в адрес администрации управляющими компаниями, ТСЖ, Фондом капитального ремонта, за все муниципальные квартиры – это около 8 миллионов рублей ежемесячно.

Право голосовать справедливо

Труднее всего бывает найти взаимопонимание даже не с управляющими компаниями, а с собственниками жилья. Об этом красноречиво говорит ситуация, которая случилась на прошлой неделе. Дом № 6 на улице Дружбы сошел со свай. УК свои обязанности выполнила, устранив аварийную ситуацию. Однако в дальнейшем дружеского обсуждения проблемы не получилось.

– Дальше необходимо поставить около 30 городков по периметру дома, это текущий ремонт. Управляющая компания сделала смету. Чтобы его провести, необходимо увеличить размер ежемесячной платы по статье на содержание всем жильцам дома – и собственникам, и муниципалам – на 38 рублей за квадратный метр. Общий тариф составил бы около 60 рублей. На собрании только один из собственников проголосовал за увеличение платы, остальные наотрез отказались. За «муниципальных жильцов», которых в доме 53 процента, я проголосовала положительно. Для кворума нужен был 51 процент, таким образом, мой голос все равно был решающим. И решение должно было быть принято очевидное, однако председатель и секретарь собрания отказались подписать протокол, – пояснила Ольга Барболина.

Владельцы приватизированного жилья не захотели платить за ремонт сошедшего со свай дома в три раза больше, чем они привыкли отдавать за содержание. При этом некоторым гражданам могли бы предложить льготы и субсидии. В итоге собрание надо проводить снова, беседовать с  жильцами. И голос руководителя ИРЦ как представителя интересов владельца большинства квартир в доме все же должен быть учтен как определяющий.

– Если бы моя доля была чуть меньше, то мы бы, к сожалению, уже не смогли ничего сделать. Нет у большинства горожан, наверное, пока еще осознания того, что они должны сами заботиться о том доме, в котором живут. Пока глава округа предложил гражданам разместиться в школе, дальше администрация может предоставить маневренный фонд. Но это же тоже не выход, – разводит руками Ольга Владимировна.

Случаются и обратные ситуации, когда, например, инициативный собственник жилья чуть ли не умоляет начальника ИРЦ отдать свой голос за смену управляющей компании. Если в доме, например, муниципальная доля составляет 30 процентов, то при голосе из ИРЦ ему остается для кворума собрать недостающие 21 процент, и не придется ходить по квартирам и с каждым владельцем проводить беседу, заполнять бланки. Однако у начальника центра есть свое правило: голосовать не в самом начале «подписной кампании», а присоединяться к мнению большинства жильцов дома, чтобы решение в итоге было справедливое.

Разрешать названные и другие проблемные моменты во взаимоотношениях с собственниками, как считает Ольга Барболина, со временем можно, и процесс идет.

– Мы стараемся быть ближе к людям,  решать по возможности их проблемы на нашем уровне, не пересылая в другие кабинеты. Все сотрудники ежедневно проводят много разъяснительной работы с горожанами, чтобы повысить общий уровень правовой грамотности, – подчеркнула руководитель центра.

Предметно

Помимо осуществления полномочий наймодателя Информационно-расчетный центр занимается первичным регистрационным учетом граждан, предоставлением субсидий по оплате за ЖКУ и вопросами приватизации муниципального жилья.

Показатели ИРЦ за 2016 год:

– собираемость по найму составила более 73 млн рублей, что составило 98% от начисленных сумм;

– подано 1337 исков на неплательщиков на общую сумму в 126 млн рублей;- субсидии получили более 12 тысяч семей на общую сумму в 144,6 млн рублей;

– заключено 997 договоров приватизации и 19 договоров расприватизации;

– более 218 тысяч человек обратились за помощью в паспортную службу за услугами регистрации, снятия с регистрационного учета, получением справок и поквартирных карточек;

– было заключено более 1,5 тысяч договоров социального найма и внесены изменения в более чем 2 тысячи таких договоров;

– поступило и было рассмотрено более 800 письменных обращений граждан по разным вопросам.

Мария ГАВРИЛОВА, фото: Кирилл ИОДАС