Первые уличные фонари работали на тюленьем жире

Люди и события

На выставке «Огонь, мерцающий в сосуде» в городском музейном комплексе «Дом коммерческого собрания» можно узнать об истории осветительных приборов

Истории уличного освещения в Архангельске в этом году уделяется особое внимание, ведь скоро отметит свое 25-летие муниципальное предприятие «Горсвет». Между тем корнями она уходит гораздо в более далекое прошлое, к которому, впрочем, есть возможность прикоснуться у каждого из нас.602-29

В городском музейном комплексе «Дом коммерческого собрания» (так теперь называется Марфин дом) работает выставка «Огонь, мерцающий в сосуде», посвященная истории осветительных приборов на Русском Севере. Здесь можно вживую увидеть уличные фонари начала XX века, и это только малая часть того, что, несомненно, заслуживает внимания.

– Мимо этого экспоната ни один наш юный посетитель не может спокойно пройти, дети обязательно хотят его потрогать, походить с ним, – методист отдела «Псковский проспект» музея деревянного зодчества «Малые Корелы» Юлия
Волова демонстрирует керосиновый фонарь «Летучая мышь». – Лампа необычная и хорошо знакома детям по фильмам, такие часто можно увидеть в детективах.

Название «Летучая мышь» произошло от «Fledermaus» – названия немецкой фирмы, которая в XIX веке выпустила ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. В дальнейшем так стали называть все аналогичные светильники.

На экскурсии по выставке можно узнать историю большинства осветительных приборов, начиная с лучины и жирника.

602-30– В деревенском быту на протяжении долгого времени основным источником света была лучина, которую зажигали, как правило, в светце – специальном металлическом приспособлении, вбивавшемся нижним заостренным концом в деревянную подставку, – говорит Юлия Волова. – Использовались также жирники, кстати, дети очень удивляются, когда их видят. Это такая плошка с загнутыми краями, в которую наливался жир, клался фитиль и поджигался. Жирники бывают металлические и деревянные, благодаря специальным креплениям они могли вставляться в стену. Также мы рассказываем про свечку, про то, что ее первые прообразы появились в Древнем Египте.

Где свечи, там и подсвечники. Они здесь самые разные – большие и маленькие, простые и напоминающие произведение искусства, светские и церковные…

Неизвестно, сколько мы жили бы со свечами и мирились с тусклым освещением, но в 1853 году львовский жестянщик Адам Братковский создал первую в мире керосиновую лампу со стеклянной оболочкой. На выставке можно увидеть различные керосиновые лампы конца XIX – начала XX века.

– А здесь уже электрические абажуры, – говорит наш экскурсовод, когда мы переходим к следующей витрине. – В Архангельске зажиточные горожане дома украшали в основном лампами, сделанными по лицензии производителей из Германии и Франции, в том числе из фарфора и золота. Люди попроще пользовались, например, продукцией Московского лампового завода. У них можно было увидеть железные, чугунные и даже деревянные лампы.

Юлия Волова показывает один из самых интересных экспонатов – лампу «Рыцарский кубок». Она так называется, потому что, во-первых, сделана в виде кубка, а во вторых, у нее на крышке изображены рыцарские шлемы с закрытыми забралами. По бокам – изображения собора и двух рыцарских замков с поясняющими рельефными надписями: Эрфуртский кафедральный собор Богоматери, крепость в Кобурге и замок в Айзенахе.

Отдельный раздел выставки посвящен уличному освещению. До начала XX века Архангельск освещался фонарями, работавшими на тюленьем жире, – их ежедневно зажигал фонарщик. 602-31После 1920-х годов стали использоваться керосиновые лампы. На выставке представлены уличные фонари начала XX века, сделанные из дерева, стекла и кожи. Есть изготовленные в Англии, а есть – в Вологодской губернии…

– Эти осветительные приборы давно хранились в фондах музея. Посмотрите, какие они красивые, интересные и разнообразные – и по форме, и по материалу, и по назначению. По ним можно проследить практически всю эволюцию элементов освещения – начиная от лучины в крестьянской избе и заканчивая электрической лампочкой, – говорит автор выставки, научный сотрудник музея «Малые Корелы» Мария Мироненко. – К тому же есть множество интересных предметов, одни характеризуют типично поморский быт, например, жирник, куда наливали тюлений жир, другие – это нарядные керосиновые лампы, которые привозили из Германии, Франции. Возникла идея скомпоновать это таким образом, чтобы отразить эволюцию освещения.

Для школьников на выставке организована экскурсионная программа «От лучины до лампочки»,  завершается которая интерактивным занятием «Занимательное электричество». Вместе с Юлией Воловой школьники тестируют необычные возможности электричества и даже узнают, как работает «шар будущего».

Анастасия НИКОЛАЕВА, фото: Кирилл ИОДАС