Без помощи союзников мы воевали бы дольше

Люди и события

История Северных конвоев объединяет Архангельск и Петербург

В декабре 2015 года Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Полярные конвои» отметила свое 20-летие. Во время экскурсионной поездки в Петербург на ледокол «Красин» нам удалось пообщаться с председателем президиума этой организации Юрием Колесниковым.

В петербургскую организацию «Полярные конвои» входят прежде всего участники Северных конвоев, а также моряки, которые возили ленд-лизовские грузы на советских судах, военные моряки, обеспечивавшие сопровождение кораблей от острова Медвежий до Мурманска, Архангельска и Молотовска (ныне Северодвинск). Поначалу она объединяла в своих рядах порядка двухсот ветеранов, а у истоков ее создания стоял капитан дальнего плавания Виктор Конецкий, более известный обществу как писатель, автор сценария фильма «Полосатый рейс».

Позже в состав организации «Полярные конвои» стали входить неравнодушные люди, стремящиеся сохранить память о героических моряках, пропагандировать несправедливо полузабытую страницу истории. Был приглашен туда и Юрий Колесников, в то время занимавший должность заместителя начальника академии имени Макарова.

Как рассказал Юрий Николаевич, долгие годы история Северных конвоев была забыта по той причине, что в конце войны у нас испортились отношения с союзниками. Это произошло, когда встал вопрос об окончательном расчете с союзниками за поставленные грузы и когда заместитель председателя совета министров Вознесенский доложил Сталину итоги союзнической помощи.

– Поскольку отношения с американцами испортились, они грозили Советскому Союзу атомной бомбой, то Сталин приказал официально обнародовать мизерную цифру от помощи союзников. Прозвучало, что союзники поставили нам всего четыре процента боевой техники от общего количества, произведенного нашими оборонными предприятиями, – пояснил Юрий Колесников, приводя реальные цифры в целом по ленд-лизу по трем направлениям – через Дальний Восток, через Тегеран и через Исландию – по Северу. – В то время у нас в стране почти не было автомобильного транспорта и прибывшие к нам тысячи грузовых «студебекеров» и легковых «велесов» помогли нам обеспечить перевозку войск. На весь Ленинградский фронт поначалу было всего три радиолокационных станции наблюдения за воздушным противником, а союзники поставили нам 476 станций. У наших моряков не было подводной радиолокации – опять же благодаря поставкам союзных государств 107 «охотников» за подводными лодками были обеспечены техникой. Нам не хватало и самолетных радиостанций. Вообще, если бы не помощь союзников, по оценкам специалистов, война длилась бы дольше на полтора года. Нам поставлялись сухопутные средства связи, а без связи нет управления и успехов в бою. В частности, потеря управления и отсутствие связи серьезно повлияли в начале войны на действия нашего Белорусского фронта, где были большие потери, – говорит Юрий Николаевич.

Региональная организация «Полярные конвои» занимается пропагандой истинных цифр и фактов союзнической помощи. Ими было проведено несколько экспедиций по поиску затонувших союзнических судов при сотрудничестве с американской стороной. Возле остова Кильдин на входе в Кольский залив был найден затопленный во время войны американский транспортный корабль типа «Либерти» «Томас Дональдсон», со дна Баренцева моря поднят минный траншеекопатель, непосредственно связанный с историей Северных конвоев. Этот артефакт можно увидеть во внешнем павильоне филиала Музея мирового океана «Ледокол «Красин». Помимо этого, поднято много гильз, из которых были впоследствии изготовлены сувениры. Помимо экспедиций, прошло несколько международных конференций. Годы идут, и в ряды «Полярных конвоев» приходит все больше офицеров флота, которые прилагают усилия к сохранению памяти о моряках Северных конвоев.

– Если говорить честно, то только после 1991 года в России пересмотрели отношение к помощи союзников. Но, чтобы оценить важность этого события, надо знать один факт, – подчеркнул Юрий Николаевич. – Мой отец в начале
войны служил в штабе морской авиации. У нас в ВВС было сформировано семь ударных авиагрупп, которые находились в резерве ставки верховного главного командования, помогали фронтам. Одна из авиагрупп работала в интересах Ленинградского и Волховского фронтов, защищала блокадный Ленинград. Но тем не менее, когда пошли конвои, группу перебросили на Север на их прикрытие.

Этот факт, по мнению Юрия Колесникова, говорит больше, чем цифры.