Быть рядом в нужный час

Люди и события

Ежегодно 8 июня специалисты социальной сферы России отмечают профессиональный праздник

Еще при Петре I при церквях стали открываться первые социальные службы – богадельни, в них оказывали помощь престарелым, инвалидам и людям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Но профессия социального работника появилась в нашей стране лишь в 90-е годы прошедшего века, при поддержке государства стало открываться все больше учреждений социального обслуживания и помощи гражданам.

В Архангельске направление обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города представлено государственным  учреждением «Архангельский  центр социального обслуживания». В состав центра входят девять отделений социального обслуживания на дому, они охватывают все округа города, отделение дневного пребывания и отделение срочного социального обслуживания.

С ежедневным трудом социального работника ознакомимся на примере отделения Ломоносовского округа, заведует которым  Руфина Варкова, специалист с высшим образованием и большим опытом в этой сфере.  В штате отделения двадцать один социальный работник, среди них есть и молодые, и те, кто уже в возрасте, но вряд ли можно говорить, что человеколюбие, как основное их профессиональное качество, зависит от возраста.

Социальный работник отделения Наталья Стирманова в профессии уже двадцать пять лет. После окончания медицинского училища Наталья пришла в Красный Крест, а позже стала работником Архангельского центра социального обслуживания. Медицинское образование помогает Наталье Владимировне в ее работе в связи с увеличением в последние годы числа лежачих клиентов центра. В службу чаще стали обращаться граждане, желающие организовать профессиональный уход за своими немощными родителями, социальные работники приходят на помощь и к одиноким престарелым.

Раньше услуги обслуживания на дому были бесплатными, а сейчас безвозмездная помощь оказывается лишь пожилым, чья пенсия ниже прожиточного минимума. У большинства клиентов есть родные, опекуны, так что всем престарелым людям уделяется внимание – «бесхозных» сейчас нет.

– Работаем мы с девяти утра, но встаю я рано, потому что в восемь часов я должна быть у первой бабушки. Мне нужно проконтролировать, как она делает себе первый ежедневный укол инсулина. Нам делать инъекции клиентам запрещено. После чего я варю ей кашку, кормлю, мы общаемся. При необходимости мою пол, вытираю пыль. Время пребывания у клиента разное, зависит от потребностей человека – от получаса до полутора часов. В день успеваю посетить пять-шесть человек, – говорит Наталья Стирманова.

Уже около десяти лет постоянный клиент соцработника – пенсионерка Светлана Павловна Волянская, в прошлом мастер наборного цеха издательства «Правда Севера». Сейчас ей 76 лет, она родилась перед самой войной в Казахстане и хорошо помнит тяжелые послевоенные годы. По образованию Светлана Павловна полиграфист и всю жизнь проработала в этой отрасли.
С первых же шагов за порог квартиры становится ясно, что отношения между бабулей и социальным работником очень теплые, называет подопечная свою помощницу Наташенькой-дочечкой. Для Светланы Павловны  она стала близким человеком, потому что родные далеко – сын в Казахстане, внучка в Петербурге, навещают нечасто, но к ним у нее претензий нет, понимает, что люди работающие. Светлана Павловна может самостоятельно выходить на улицу, гулять, сама поддерживает чистоту в доме, но есть инвалидность и ряд ограничений – нельзя, например, поднимать тяжести.

– В договоре я указала определенные услуги, которые оказываются Наташенькой безоговорочно, все по пунктикам. Когда срок договора истекает, мы его продлеваем.  Наташа меня и в больницу сопровождала на обследование, иногда делает что-то и сверх договора, она человек очень отзывчивый. Если мне что-то понадобится, то она всегда придет и поможет, продукты принесет. Даже после окончания рабочего времени Наташа однажды приезжала – ходила в аптеку за лекарством. Стоимость услуг по договору для меня приемлемая, вполне по карману, – говорит Светлана Павловна. – Сегодня я в хорошем состоянии – в вертикальном, ходячем и соображающем, а мало ли что завтра, ведь рядом нет близких. Но у меня есть гарантия, что человек придет и обеспечит поддержку. Я считаю, что это благо для нас, стариков, что существует такая добрая и полезная служба.