Решать проблемы играя: инновационный опыт Архангельска

Люди и события

Участники Всероссийской встречи городов обменялись «игровым» опытом

В Архангельске проходит Всероссийская встреча городов – участников конкурса «Город детей – город семей», в рамках которой представители 30 городов России активно обмениваются инновационным опытом организации образовательного и воспитательного процесса. В том числе они посетили мастер-класс «Инновационные проекты и технологии психолого–педагогической помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» на базе муниципального центра «Леда».

Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» существует в нашем городе с 2002 года.

– Объемы работы у нас большие, годовое количество клиентов – 21 тысяча горожан, в том числе 15 тысяч – дети, а шесть тысяч – родители и педагоги, – рассказала Валентина Бедрина, директор центра «Леда». – Центр включает в себя четыре структурные единицы: психолого-медико-педагогическую комиссию, службу мониторинга системы образования, службы психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения. Центр работает в технологии сопровождения, то есть мы сопровождаем детей, родителей и педагогов при усвоении ими общеобразовательных программ, программ дополнительного образования и программ инклюзивного обучения.

Более подробно специалисты центра «Леда» рассказали участникам встречи о реализуемом ими проекте «Игровой полигон», цель которого – повышение эффективности решения социально-психологических проблем несовершеннолетних, профилактика нарушения поведения через внедрение игровых технологий в учебный и воспитательный процессы.

– Мы долгие годы анализировали работу в школе. Оказалось, что она недостаточно эффективна, деятельность классных руководителей очень слабая, однако на сегодняшний день благодаря совместной деятельности центра «Леда» и департамента образования города подходы к воспитательной работе в Архангельске меняются, – отметила Валентина Бедрина. – Помимо того что мы предлагаем психологические спецкурсы и программы на базе общеобразовательных учреждений, главный акцент делаем на игровые технологии. Мы играем не только с детьми, но и с родителями, с педагогами.

– Игровые технологии используются массово, сколько лет существует человечество, столько оно играет, – рассказал Демьян Клим, руководитель проекта «Игровой полигон». – В Древней Руси дворовые игры выполняли функцию инициации, посвящения, то есть с их помощью решались определенные возрастные проблемы. Сейчас система игр, которая существовала в народе, ушла. Игра – это имитация реальной ситуации, поэтому является универсальным инструментом работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Игра может быть разной, мы выделили шесть основных функций: развлечение, диагностика, развитие, коррекция, профилактика и самореализация.

В последние годы обострились конфликты между родителями, детьми и педагогами, тому есть несколько причин, но основная – низкий уровень эмоционального интеллекта, то есть умения контролировать свои эмоции. С этой проблемой можно успешно работать как раз на «Игровом полигоне».

Напоследок участники мастер-класса и сами сыграли в простые, но очень полезные игры, убедившись в том, насколько эффективен такой метод работы с детьми, родителями и педагогами. Подобные обмены опытом специалистов разных городов России очень важны, ведь как гостям есть чему поучиться у Архангельска, так и наши педагоги-психологи могут перенять полезные наработки других регионов.