Подход должен быть хозяйским

Городское хозяйство

Чтобы не было «ничьих» водопроводных сетей, подключение нужно контролировать еще на этапе строительства

После статьи в прошлом номере газеты о работе муниципального «Водоканала» в редакцию поступило несколько вопросов, касающихся деятельности предприятия по устранению аварий. Мы задали их директору Эдуарду Смелову.

– Эдуард Юрьевич, кто вообще несет в городе ответственность за так называемые «бесхозяйные» сети? Ситуация следующая: в апреле-мае была течь на проспекте Космонавтов, дом № 57 и близлежащих территориях. И, по словам жильцов дома, долгое время аварию не могли устранить, ссылаясь на то, что сети не принадлежат «Водоканалу». Люди сидели без воды, хотя дом практически новый.

– Любые «бесхозяйные» сети – это зона ответственности городской администрации. Далее, как правило, городские власти обязаны проводить торги по поводу того, кто будет обслуживать эти сети, ремонтировать их в случае аварии. При любых условиях в течение года, если собственник не объявился, город должен этот «бесхоз» поставить себе на баланс, а после этого передать в организацию, которая отвечает за водоснабжение и водоотведение. В нашем случае это «Водоканал».

– А как быть в такой ситуации, как на перекрестке Космонавтов и Серафимовича, – когда возле новых домов сети оказались «ничьи»?

– Аварию там мы все-таки устранили. Но это наглядный пример того, как в городе раньше производилась выдача техусловий на подключение к сетям при строительстве новых домов. Эта авария на Космонавтов – конкретные последствия, когда строители прокладывают сети с расчетом «на подешевле», абсолютно не задумываясь о том, что будет дальше. У них работа на объекте заканчивается с подписанием акта ввода в эксплуатацию, а дальше – хоть трава не расти. Дом № 57 оказался подключен к воде не от городских сетей, а от 55-го дома. Ясное дело – строители сэкономили. Но они не подумали о том, как и кто этот участок сетей между домами потом будет обслуживать. У 55-го дома два ввода в дом. Когда на одном случилась авария, его перекрыли, но второй ввод остался рабочим – в итоге дом остался с водой. А 57-й – без воды. Сеть, которая была построена от магистрального водовода, что с одной стороны, что с другой, оказалась ничья – ее прокладывал застройщик. Построил дом – бросил сети.

Конечно, в договоре с застройщиками оговаривается, что они должны после завершения работ провести регистрацию сетей, передать их на баланс города, но обязать их сделать это, по сути, никто не может. После того как мы с ними подписываем акт о приемке работ по подключению, они забывают о своих обязательствах – ответственности за выполнение договора нет. Поэтому мы сейчас при выдаче технических условий на подключение к сетям составляем эти технические условия ровно в соответствии с законодательством – не «как подешевле», а так, как должно быть. А должно быть таким образом: если это частный дом или промышленная постройка, «Водоканал» строит сеть до границы участка. Если это многоквартирный дом, то до стены дома. Должна быть четко ограничена зона ответственности за работу, чтобы потом не было такого, что в доме прорвало трубу, а никто не знает, кто за этот участок отвечает.

– А что делать, если люди звонят в «Водоканал» по поводу аварии, а им говорят, что, мол, это не наши сети?

– Мы всегда стараемся подсказать, чья это сеть. В 90 процентах случаев это «бесхоз». Реже – ведомственные сети, как, например, недавняя ситуация с аварией на втором лесозаводе, где водопровод принадлежал лесозаводу, который обанкротился. Надо понимать, что мы по закону не имеем право тратить деньги на ремонт чужих сетей.

– Эдуард Юрьевич, читатели спрашивают: а есть ли платные услуги по выезду аварийных бригад «Водоканала» для ТСЖ, организаций?

– На сегодняшний день нет, хотя в планах такой вариант рассматривается. Пока мы не справляемся с основными авариями – у нас очередь из заявок только по подпорам канализации на конец июня. Нам сначала все нужно привести в порядок, чтобы система канализации работала, чтобы аварии на водопроводах ликвидировать. Сейчас набираем людей, повысили зарплату канализационным рабочим, создаем дополнительные бригады, стараемся своевременно обеспечивать их техникой, запчастями. Ну а чтобы у бригад не было соблазна уехать «налево», оснащаем машины системой мониторинга. Уже после того как система заработает в штатном режиме, мы сможем оказывать платные услуги сторонним клиентам, допустим, крупным торговым центрам по обслуживанию сетей. Думаю, в ближайшие полгода мы решим этот вопрос.