А счастье ждало на конечной…

Люди и события

Архангельский трамвай соединял не только районы города, но и человеческие жизни

Про Марину и Андрея Тропниковых можно сказать, что их свел не случай, а трамвай. Она работала диспетчером, а он пришел устраиваться вагоновожатым. Так и познакомились. Сейчас у них в семье пятеро детей, а в сентябре супруги отметят серебряную свадьбу.

Детство Марина провела в Архангельске, и трамвай – одно из самых ярких впечатлений тех лет. Тем более с этим видом транспорта была связана почти вся ее семья.529-32.jpg

– Мой отец Семен Афанасьевич Артемьев работал в депо кузнецом. Когда я была маленькой, мы с мамой часто ездили к нему на работу. Мне так нравилось, трамваи вызывали восторг, – рассказывает Марина. – Кроме отца, там работали мой старший брат Владимир Семенович, он был водителем на аварийке, и его жена Галина Ивановна – центральным диспетчером. Поэтому как только меня туда позвали, я сразу согласилась – ни капли сомнений не было!

Андрей родом из Ленского района. Приехал учиться в АЛТИ на инженера-строителя. Но в 1984 году с института сняли бронь, и его призвали в армию. А после службы уже не захотелось возвращаться на учебу. В ГПТУ № 25 получил специальность «водитель трамвая» и в 1986-м пошел работать.

Требования к начинающим вагоновожатым были серьезные. Новички начинали с учебной езды без пассажиров.

– Между графиками курсировал специальный учебный вагон, ездили на нем сразу по пять человек, – вспоминает Андрей. – Потом должны были отработать с наставниками на пассажирском трамвае, и если все хорошо, то допускались до самостоятельной работы. Начинал я на «четверке» – это Сульфат, а вообще довелось на всех маршрутах поработать. Потом перешел на спецтехнику – снегочистка, сварочный трамвай.

Марина работала в диспетчерской на конечной остановке в Соломбале – у «Красной Кузницы».

– Мы контролировали графики движения. Если где-то встали вагоны, нужно было связаться с центральным диспетчером, вызвать аварийку, организовать движение, – рассказывает она. – Было взаимодействие с автотранспортным предприятием: если трамваи остановились из-за поломки, диспетчеры сразу созванивались и на этот маршрут выезжали автобусы.

Первый трамвай выходил из депо в 4:20, а последний возвращался туда в 1:56. В Новый год всегда работали круглосуточно: раз в час трамвай ездил обязательно.

529-33.jpgУ Марины и Андрея о работе на трамвайно-троллейбусном предприятии остались только самые добрые воспоминания.

– Очень хорошие люди работали. Моим первым начальником был Петр Гаврилович Жаров. Когда я только пришла, он руководил службой движения. Замечательный человек – простой, справедливый, за дело переживал. Потом он всем предприятием руководил. А начинал он с водителя, – говорит Марина. – И вообще было интересно. Проходили конкурсы на лучшего диспетчера, я раза три даже побеждала, часто проводились конкурсы водителей.

– Задания для водителей были разные – допустим, приемка и сдача вагона, остановка строго на определенной отметке. А еще поиск неисправностей – например, наставники выдернут предохранитель, а ты должен быстро сориентироваться и определить причину неисправности. Потому что во время движения надо все делать быстро, – рассказывает Андрей.

Время, отданное любимому делу, Марина называет с удивительной точностью – 23 года, один месяц и три дня. Ее супруг отработал на предприятии поменьше, около 13 лет. С трамваем у семьи были связаны и самые счастливые времена, и очень непростые, когда по полгода не платили зарплату – при этом почти никто в коллективе не уходил, все ждали, что ситуация выправится. Тем не менее жалеют Тропниковы только о том, что у их детей не было шанса продолжить трамвайную династию.