Главное дело летом – труба

Городское хозяйство

Григорий Паламар: «Наша общая с городскими властями задача – чтобы отопительный сезон прошел без сбоев»

На теплотрассах в Октябрьском округе и в Соломбале сейчас проводятся ремонтные работы. Более подробно о том, как Архангельск готовится к предстоящему отопительному сезону, в интервью нашей газете рассказал главный инженер «Архгортеплосетей» – структурного подразделения ТГК-2 Григорий Паламар.

– Григорий Иванович, как обстоят дела с подготовкой к зиме на сегодняшний день?

– В городе от Архангельской ТЭЦ подключено около двух тысяч зданий, которые получают тепло по 464 километрам труб тепловых сетей, принадлежащих ТГК-2. На сегодня подготовлено к осенне-зимнему периоду 39 километров труб, или 8 процентов. Это плановые показатели, которые вполне сравнимы с прошлогодними.Григорий Паламар.jpg

До конца июня мы подготовим еще 91 километр трубопроводов, из них 52 километра – в Соломбале и 39 километров – в Октябрьском округе.

Горячее водоснабжение в Октябрьском округе, в районе от улицы Гагарина до Логинова и от набережной Северной Двины до Обводного канала, отключено до 27 июня. В Соломбале работы продлятся чуть дольше – до 30 июня, так как очень большой объем. Было принято решение дополнительно заменить 130 метров трубы диаметром 500 миллиметров в районе дома

№ 11 по улице Советской. Плюс в соответствии с планом будем менять 120 метров труб диаметром 200 миллиметров на улице Красных Партизан в районе перекрестка с Никольским проспектом.

– Сколько ремонтных бригад задействовано на этих работах? Хватает ли людей и техники?

– Восемь бригад, этого вполне достаточно. С техникой также проблем нет. Что касается сроков проведения работ, то они зависят еще и от технологии.

К сожалению, часто приходится слышать: что сложного отремонтировать теплотрассу – поменял трубу, и все. В действительности же ремонт и замена теплотрассы –процесс очень трудоемкий.

В связи с тем что большинство теплотрасс у нас проложены под землей, необходимо произвести раскопку, демонтировать требующий замены участок тепловой сети. На место старой трубы новую сразу не приваришь. Перед этим необходимо в большинстве случаев забетонировать основание теплотрассы, установить железобетонные лотки, в которых уложены трубы.

И если трубу действительно можно сварить достаточно быстро, то подготовительный процесс затягивается иногда на несколько недель. Ведь тот же бетон, прежде чем его можно использовать и укладывать поверх него трубу, должен «выстояться», затвердеть. Да, это требует дополнительного времени на ремонт, но важнее другое – качественно отремонтировав участок теплосети, мы можем гарантировать его безаварийную работу как минимум четверть века.

– Кстати, многие горожане интересуются: существует ли альтернатива летним отключениям горячей воды?

– На сегодняшний день ее нет. Чтобы альтернатива появилась, необходимо построить дополнительные теплотрассы, дублирующие уже существующие. К сожалению, в зоне теплоснабжения Архангельской ТЭЦ сделать это невозможно по двум причинам. Первая – финансовая, на новое строительство дублирующих теплотрасс требуются очень большие суммы, сопоставимые с полными сборами за тепло за несколько лет. Вторая – земельная, в городе, особенно в центральной части, сложилась очень плотная застройка, и здесь просто нет земельных участков, на которых можно строить новые теплотрассы.

– Григорий Иванович, в каком состоянии сегодня находится тепловая инфраструктура в Архангельске? Каковы итоги прошлого отопительного сезона? И не преподнесли ли неприятных сюрпризов прошедшие гидравлические испытания?

– Отопительный сезон 2015–2016 годов прошел в штатном режиме. Текущие работы проводились в короткие сроки, в течение рабочего дня. Разморозок и серьезных неудобств для жителей допущено не было, несмотря на то что весь январь стояли сильные морозы. Благодаря надежности сетей мы прошли холода без отключений. У нас такое правило: когда морозы ниже 10 градусов, мы практически не проводим ремонтных работ с ограничением теплоснабжения.

Что касается майских гидравлических испытаний, состоявшихся по завершении отопительного сезона, то они прошли примерно так же, как и в прошлые периоды. Было обнаружено 142 дефекта. На сегодняшний день все те, которые препятствовали включению горячего водоснабжения, устранены. Работа в этом году выполнена раньше, чем в прошлые периоды. С 2010-го по 2014 год мы устраняли дефекты по окончании гидравлических испытаний порядка 28–30 дней. В 2015-м понадобилось 16 дней, в этом году благодаря более активной работе специалистов тепловых сетей и привлечению подрядных организаций, приобретению новой техники справились за восемь.

Важный результат гидравлических испытаний и в том, что сейчас мы корректируем летнюю программу ремонта, определяем дополнительные объемы работы. В конечном итоге это скажется на повышении надежности тепловых сетей и возможности обеспечить качественное теплоснабжение для архангелогородцев.

– Не секрет, что теплосети в городе довольно старые. Ремонтные работы позволяют решать существующие проблемы?

– Тех работ, которые мы выполняем, достаточно для обеспечения качественного и надежного теплоснабжения в предстоящий отопительный сезон и на перспективу. Именно это наша главная цель.

Мы изучаем, анализируем прохождение отопительного сезона и устраняем выявленные слабые места. Чтобы проблемы в будущем не повторялись.

В 2016 году мы планируем провести ремонт 464 километров труб, подготовить к зиме две насосные перекачивающие станции и 31 центральный тепловой пункт.

В большинстве жилых домов города подогрев водопроводной воды перед подачей в краны горячего водоснабжения осуществляется во внутридомовых тепловых пунктах. Однако в части домов это невозможно, и центральные тепловые пункты – как раз то место, где проводится подогрев воды перед ее поставкой жителям. Мы модернизируем оборудование ЦТП и с каждым годом добиваемся все лучшего качества и надежности теплоснабжения.

– Но качества не добиться без конструктивного взаимодействия с УК?

– Да, это так. У управляющих компаний есть свое оборудование, которое они также должны готовить к зиме. Этот процесс контролируют наши специалисты и специалисты администрации города.

Существуют графики приемки оборудования в домах, на внутридомовых системах. Они составляются с учетом сроков плановых отключений, чтобы не создавать жителям дополнительных неудобств и не отключать горячую воду дважды. В этот период мы готовим к зиме теплосети, а управляющие компании – свои системы. После этого составляются соответствующие акты и принимаются решения о готовности того или иного дома к отопительному сезону.

Весь этот процесс проходит под контролем администрации города, руководители которой понимают важность организации надежного и качественного теплоснабжения и поддерживают наши предложения как в решении текущих задач, так и в работе на перспективу. Регулярно проводятся совещания по подготовке к зиме, обсуждаются возникающие проблемы и пути их решения. Наша общая задача – чтобы отопительный сезон прошел без сбоев и в квартирах горожан было тепло и комфортно.