Будущее определяет настоящее

Политика и экономика

Избирательная кампания – 2016: на пороге новой экономической реальности

В Петербурге прошел юбилейный 20-й по счету Международный экономический форум. Архангельскую область на нем представляла делегация во главе с губернатором Игорем Орловым. Для Поморья важны крупные инвестиционные проекты – освоение Арктики, прокладка Северного морского пути, создание Рыбной биржи, подписан договор с «Ростелекомом» о продвижении Интернета на север области и другие. Эти проекты вписываются в главную тему форума «На пороге новой экономической реальности».

Однако для реализации проектов требуется участие депутатов Госдумы – именно от законодательной повестки ближайших пяти лет будет зависеть развитие страны и Архангельской области в частности. О том, как выборы способны повлиять на вхождение страны и региона в новую реальность, рассуждает политический эксперт, профессор СПБГУ Александр Юрьев.

От дорог и ЖКХ – к судьбе России

Избирательная кампания – 2016 начинает обновление политической системы России. Обновление начинается с выборов для того, чтобы сформировать в стране новую политическую реальность. Это означает, что результата на выборах необходимо добиваться политическими методами и радикально менять смысл, цели, ценности избирательной кампании 2016 года. Менять – значит переходить на более высокий уровень решения проблем плохих дорог и ЖКХ, которые многократно и безу-спешно обсуждались на предыдущих выборах. Физик-теоретик

Альберт Эйнштейн предупреждал, что невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующую ступень. Избиратели, граждане России, видят, понимают и обсуждают политические процессы в стране именно на этом – политическом, интеллектуальном и нравственном уровне. В современных условиях недопустимо, чтобы избирательные кампании деградировали, создавая огромную дистанцию между темой «рытвины на дороге» и темой судьбы России, что четко сформулировал поэт Евгений Евтушенко:

«…Если было не сладко,
Я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –

Для России я жил.
И надеждою маюсь,
Полный тайных тревог,
Что хоть малую малость
Я России помог.
Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»
Несомненно, большинство избирателей размышляет о судьбе России как о своей собственной, на уровне этих слов Евгения Евтушенко – это и есть политический уровень предвыборных дискуссий партий и кандидатов. Тем более граждане сегодня понимают, что причины коммунальных проблем надо искать в политическом мышлении кандидатов в депутаты.

Перевод избирательной кампании на более высокий, политический уровень представляет огромную трудность и для избирателей, и для кандидатов в депутаты, потому что говорить надо о «неизвестном будущем», где лежит решение проблем настоящего. Для многих парадоксальной кажется мысль о том, что будущее определяет настоящее. Это значит, что если вы хотите стать в будущем летчиком, то в настоящем вы

изучаете физику, занимаетесь спортом, не пьете и не курите. Точно так же: если мы представляем себе желаемое будущее нашего города, села, региона, мы соответственно изменяем наше настоящее под проект будущего. Значение избирательной кампании в том, что она предоставляет редкую возможность подумать вместе с кандидатами о будущем, чтобы правильно действовать в настоящем. С каким проектом будущего идут кандидаты в депутаты на выборы?

Вписаться в новую реальность

Будущее сегодня характеризуется понятием «новая реальность», которая стоит на пороге нашего завтрашнего дня: все будет радикально изменяться во всех областях жизни страны и ее граждан – будет изменяться до неузнаваемости. Сегодня известны направления изменений этой новой реальности. И главная политическая задача заключается в том, чтобы успешно адаптироваться к ней. Впишемся в новую реальность – и бытовые проблемы уйдут в прошлое, как ушел в прошлое конский навоз на улицах, потому что появились автомобили. И знаменитая непобедимая коррупция падет под натиском новой реальности, потому что в ней есть, кроме всего прочего, поисковая интернет-система «Гугл», которая знает с точностью до копейки, когда, где, что мы купили в магазине. Она с точностью до сантиметра и секунды знает, когда и где мы были неделю, месяц, год назад – в нашей жизни не стало анонимности. Новая реальность – это стеклянный дом, хотя многие думают, что их никто не видит за его стенами. Видят, слышат, помнят.

Не случайно новую реальность обсуждали на только что прошедшем Петербургском экономическом форуме. Чтобы понять, что такое новая реальность, надо дать ей определение. Новая реальность – это постглобальные изменения, которых никогда раньше не было. Ее первый признак – это необычность постглобальных изменений, потому что для них нет готовых «хороших» ответов. Более того, новая реальность представляется недопустимой, потому что изменения часто кажутся противоестественными. Внезапность изменений может вызывать отрицательные эмоции, потому что они должны были произойти, но происходят именно тогда, когда их не ждали. Один из признаков новой реальности – неожиданность изменений, которые оказываются или чрезмерно сильными, или слишком слабыми. А все, что обычно, допустимо, ожидаемо, – это признаки старой реальности, которая мила нам тем, что не требует напряжения воли и ума. Однако старая реальность неминуемо уйдет, как ушли в прошлое конная тяга, телеги, труд шорников, конюхов, кучеров.

Новая политическая реальность изменяет ответственность кандидатов в депутаты перед избирателями: знать все о будущем и готовить к нему людей. Придется отказаться от недооценки образования, его содержания, потому что иначе не подготовить к новой реальности кадры нового, пятого поколения, способного адаптироваться к постглобальным изменениям в мире. Так подготовить, чтобы дети, внуки, братья избирателей стали конкурентоспособными на международном уровне и не разделили судьбу народов, «канувших в лету». В этом – политическая ответственность депутатов, а не в подмене собой руководителей управляющих компаний, которые по закону отвечают за затопленные подвалы. Каждый должен заниматься своим делом.

Стандарты современности

Кандидатам и избирателям есть о чем поговорить. К примеру, о введении в России с 1 июля новых профессиональных стандартов, которые будут мотивировать работодателей к использованию новых технологий организации труда и бизнеса, чтобы сохранить позиции в экономическом процессе. Радикально изменится и рынок труда. Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс», напоминает, что, когда профессию «веб-мастер» наконец включили в официальный каталог специальностей, которые можно получить в вузах России, она уже исчезла. Дело в том, что в новой реальности срок жизни профессий, принадлежащих цифровой эпохе, непрерывно сокращается. Человека надо готовить к тому, что он вряд ли доработает до пенсии по специальности, которой обучился в юности. И это главный футурошок, вызываемый новизной.

Люди слышали, но пока не верят, что их жизнь будет состоять из череды радикальных переобучений, как писал об этом российский журналист и исследователь Иван Засурский. Даже такая рабочая специальность, как дальнобойщик, будет исчезать из-за появления беспилотного автомобиля, который будет передвигаться по дорогам без водителя без остановок для отдыха. Под воздействием «больших данных», blockchain и bitcoin, 3D-принтеров и дронов, обученных доставлять товары, логистика так изменится, что станет уже чем-то другим, по мнению эксперта в области логистики и стратегии цепей поставок Константина Кротова. К этому надо готовиться заранее не только государству, но и персонально каждому человеку: учиться и переучиваться снова и снова.

Каждый пользователь социальных сетей это знает и легко найдет множество других сведений о новой реальности, которая уже на пороге его дома. Но оснований для паники нет: адаптация к новой реальности заключается в том, чтобы стать частью нового «человеческого капитала» отрасли, региона, страны. К примеру, Иван Засурский пишет, что сегодняшним студентам нужно учиться понятийному мышлению – способности проанализировать информацию на тех высоких скоростях, на которых она передается, составить независимое мнение и принять самостоятельное решение. Ни одна информационная система этого не обеспечивает.

Получается, что взгляд в будущее, который определит настоящее, может действительно оказаться самой полезной темой избирательной кампании и для решения проблем ЖКХ, дырявых крыш и плохих дорог. Тогда избиратели будут вспоминать ее с благодарностью. Можно этого не делать, но тогда на людей обрушатся проблемы «из новой реальности», к решению которых они будут не готовы.