На Вологодском кладбище прошел митинг в честь 25-летия со дня открытия мемориала «Площадь Памяти»
Мемориал строили с большими трудностями, как финансовыми, так и моральными. В 1989 году, когда была произведена закладка первого камня, в Афганистане еще во всю шли бои. Официальное открытие состоялось спустя два года 19 октября, тогда были перезахоронены 16 военнослужащих, исполнявших свой интернациональный долг в Афганистане. Еще 56 фамилий наших земляков выбиты на граните основной стелы.
В 1994 году началась война в Чечне, и на «Площади Памяти» нашли покой еще 16 северян, а на мемориальном камне было выбито еще 120 фамилий погибших во время этой войны ребят. Свое официальное название мемориал «Площадь Памяти» получил в 1994 году.
– Меняются государства, границы, но неизменной остается память о тех, благодаря кому над нами мирное небо, – обратился к собравшимся Олег Русинов, заместитель руководителя администрации – директор департамента контроля и совершенствования государственного управления администрации губернатора и правительства Архангельской области. – Память – это не просто знание о каких-то событиях, это то, что прошло через наши сердца и души. Символично, что в день 25-летия со дня открытия мемориала «Площадь Памяти» мы собрались здесь. Это место поклонения тем, кто не пожалел свои жизни. Огромная благодарность людям, которые прошли через горнило войн, вернулись, помнят о своих товарищах и эту память передают нам. Долг солдата, от рядового до генерала, – выполнять приказ, защищать Родину, а наш долг – хранить эту память.
Благоустройством мемориала, восстановительными и ремонтными работами вот уже 25 лет занимается общественная организация «Долг». За эти годы они сделали место достойным памяти погибших солдат: установили ограждение, скамейки, урны, видеонаблюдение. Мемориал уже давно перестал быть афгано-чеченским, здесь вспоминают всех, кто отдал жизнь за Родину. В 2014 году на территории мемориала установлен пограничный столб в память о погибших пограничниках, а в 2015 возведена воинская часовня Святого Пророка Ильи. Здесь находится братская могила членов экипажа землечерпального снаряда «Н. Чернышевский», братская могила участников промерной экспедиции гидрографического судна «Торос», прах летчиков самолета СБ-2 80-го авиационного полка. А к 25-летию со дня открытия мемориала в память обо всех моряках, погибших за Отечество, на его территории установлен памятный знак «Якорь».
– «Площадь Памяти» стала одним из знаковых мест для нашего города, здесь лежат люди, которые отдали свою жизнь за то, чтобы мы с вами жили, за то, чтобы наша страна имела свое слово в этом мире, – отметил Игорь Годзиш, глава администрации Архангельска. – У этого места очень много символов. В первую очередь, это пример того, что, если люди хотят увековечить память о тех, кто им близок, кто дорог стране, они добьются этого. «Площадь Памяти» – особое место, куда приходишь с особым чувством, здесь слово патриотизм становится реальным. И конечно, важно, что ребята из общественной организации «Долг» не забывают тех, с кем воевали, не забывают их родителей, а вместе с ними благоустройством мемориала занимаются школьники – это тоже знаково для города.
Свое выступление Александр Лелетко, руководитель Архангельской региональной общественной благотворительной организации «Долг», начал с объяснения, почему их объединение носит такое название.
– Почему именно «Долг»? Мы выполнили свой воинский долг, интернациональный, служебный, долг остался у нас перед погибшими, перед их семьями, и мы не дадим забыть, что были такие воины, – сказал он. – А еще есть у нас долг перед подрастающим поколением, мы должны воспитать его в духе патриотизма. На протяжении семи лет мы бились, чтобы увековечить память пацанов, тогда еще шла война в Афганистане, но первый камень мы заложили уже в 1989 году. Низкий поклон мамам, которые дали свое согласие на перезахоронение, – это многого стоит. Я думаю, они не огорчены, что их ребята лежат здесь, в центре города Архангельска, на мемориальной «Площади Памяти». Мы все уйдем, но память эта останется.
Александр Чужайкин, заместитель председателя по патриотическому воспитанию молодежи общественной организации «Долг», не понаслышке знает, что такое война. В армию его призвали, как и всех, в 18 лет. Сначала пять месяцев «учебка» в Фергане, затем – служба в Кабуле, в Кандагаре. Дважды был ранен и лежал в госпитале. Правда, из госпиталя в Кандагаре сбежал на третий день.
– Как это было? Старшина прибежал, говорит, мол, поедешь домой, то есть в Кабул, со всеми? И побежали, – вспоминает он. – «Учебка» в Фергане была ужасная, считалась самой сложной во всем Советском Союзе. И морально и физически тяжело было. Все офицеры уже ветераны Афганистана, подход к воспитанию у них был соответствующий. Вот наш распорядок дня: подъем, бег на пять километров, зарядка, потом кушать – лучше не вспоминать, ужасная еда. Потом занятия, занятия, занятия, перед обедом бежим десять километров, занимаемся спортом, обедаем, снова занимаемся. Наступает вечер – бежим пять километров. Ну а служба сами понимаете, какая была.
Михаила Позняка призвали в армию в 1993 году, в Чечню он, к счастью, не попал. К тому моменту, как туда стали отправлять наших солдат, молодой человек уже отслужил свое. Но как старший боевой товарищ и инструктор готовил ребят к военным действиям.
– Служил в 1993-1994 годах на «Спутнике», это центральная база морской пехоты Северного флота около норвежской границы, – рассказал он. – За два года до событий в Чечне уже начали формировать основные мобильные силы нашей армии, нас досрочно призвали, из бригады был укомплектован десантно-штурмовой батальон. Я уже отслужил, когда наших ребят стали отправлять в Чечню, поэтому передавал навыки младшему призыву. Ежедневные тренировки по стрельбе, по штурмовым операциям: штурмовали горы, сопки, тренировались в городских условиях. Думаю, что мы подготовили своих ребят достойно, потому что морская пехота в январе 1995 года явилась тем основным ударом, той силой, которая переломила ход событий. Через три недели после того, как наши батальоны Тихоокеанского, Северного и Балтийского флота были введены в Грозный, бандиты вынуждены были уйти за реку Сунжу, и в дальнейшем их вытеснили в горы. Конечно, на этом операция не кончилась, вторая партия из нашей бригады пошла уже в мае, там тоже были серьезные бои, серьезные потери, но морская пехота справилась.
Сейчас Михаил занимается военно-патриотическим воспитанием, допризывной подготовкой молодых людей в военно-спортивном клубе «Десантник».
– Занятия по плану: строевая и огневая подготовка, рукопашный бой, изучение истории государства, чтобы молодые люди понимали, кого и что они защищают, когда идут в армию, что это не просто времяпрепровождение, что нужно с честью выполнить свой долг, – объяснил он. – И даже если многие до этого не мечтали о воинской карьере, после занятий начинают поступать в училища либо остаются служить по контракту, так что пользу мы приносим.