Не так страшен европротокол..

Люди и события

При небольших авариях можно не дожидаться «гаишников», а самим составить схему ДТП

Проблема в том, что водители, опасаясь недоразумений со страховыми компаниями, боятся самостоятельно составить схему ДТП и предпочитают дожидаться сотрудников ГИБДД.

Ждут часами, создавая пробки, – патрулей мало, они заняты на других авариях, столь же незначительных. А ведь можно просто оформить аварию по европротоколу (то есть упрощенной схеме) и разъехаться.

Об оформлении ДТП по европротоколу, если ущерб автомобилям причинен незначительный, рассказали на пресс-конференции в правительстве области заместитель министра транспорта Олег Мишуков и врио заместителя начальника
региональной ГИБДД Дмитрий Фомин.

В настоящий момент существует три алгоритма действий при ДТП. Можно не оформлять его вовсе, если оба участника не имеют претензий другу к другу; второй способ – оформить с помощью сотрудников полиции и третий способ – самостоятельно заполнить европротокол, – рассказал Дмитрий Фомин. – Для того чтобы оформить ДТП без участия сотрудников полиции, необходимо несколько условий: должно быть не более двух автомобилей, оба участника аварии не имеют разногласий, у них в наличии полисы ОСАГО, повреждения машин незначительные и, конечно же, не должно быть пострадавших людей. В таком случае водители могут сами составить схему ДТП. В ней необходимо обозначить дорогу, проезжую часть, привязку расположения автомобилей к неподвижным объектам, в обязательном порядке сфотографировать все, по возможности сделать видеозапись и опять же по возможности записать показания и данные свидетелей. И в дальнейшем есть два пути – либо напрямую предоставить эту схему в страховую компанию, либо оформить ДТП на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.

По европротоколу разрешено оформлять дорожно-транспортные происшествия, ущерб в которых не превышает 50 тысяч рублей. То есть уже исходя из суммы ясно, что это можно делать только при явных незначительных повреждениях, когда есть уверенность, что автомобиль не пострадал серьезно и впоследствии не выявятся скрытые повреждения. А по словам сотрудников ГИБДД, у нас таких аварий как раз большинство – когда слегка помят или поцарапан бампер, небольшая царапина на кузове – явно, что здесь можно обойтись европротоколом, а не отвлекать сотрудников госавтоинспекции, занятых на более серьезных ДТП.

Зачастую участники аварии как раз боятся неадекватно оценить сумму ущерба. Действительно ли повреждение незначительное, как кажется на первый вгляд? Но в любом случае водители могут подстраховаться – оформить схему ДТП самостоятельно как при «настоящем» европротоколе, но затем приехать на ближайший пост ГИБДД или полиции уже для оформления ДТП в органах.

Как таковой статистики – сколько аварий оформляется по европротоколу – нет. Но, по словам Дмитрия Фомина, если сравнить пять месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого года, на четверть сократилось количество административных ДТП, оформленных с участием сотрудников полиции. Это при том, что аварий меньше не стало.

Да, водители предпочитают перестраховаться, опасаясь отказа страховой компании в выплате. Но, как отметил Олег Мишуков, перестраиваться под новую реальность все равно придется – водители на себе почувствовали так называемую оптимизацию личного состава ГИБДД, а по сути, сокращение. Автолюбители, попавшие в аварию, порой по четыре-шесть часов ждут сотрудников госавтоинспекции. Так что будущее в любом случае за европротоколом.

Есть еще один нюанс: недавно были внесены изменения в закон, и теперь водители просто обязаны убрать
с проезжей части свое транспортное средство, если оно создает помехи другим участникам движения. Штраф за это административное правонарушение – тысяча рублей. Часто ли эта мера применяется, мы спросили у Дмитрия Фомина.

Изначально с введением данной нормы закона мы дали водителям возможность привыкнуть к этому, какое-то время не привлекали их к административной ответственности, – говорит Дмитрий Сергеевич. – И хотя в целом правило осталось одинаково – решение по штрафу принимается в зависимости от конкретной ситуации, но в большинстве случаев мы налагаем на водителей штраф, если они из-за незначительного ДТП перекрывают движение. В частности, если взять тот же железнодорожный мост, когда из-за столкновения двух автомобилей, получивших лишь небольшие царапины, весь левый берег не может попасть в город. Конечно же, в таком случае прибывший на место сотрудник ГИБДД первым делом налагает штраф на обоих участников ДТП в соответствии с действующим законодательством.

Нарисовать схему может каждый. К тому же практически у всех есть телефоны с фото– и видеокамерой. Наверное, и автошколы должны обратить на это внимание, научив не только ездить, но и правильно вести себя при ДТП. Хотя уважающие себя автошколы и так это преподают.

Оформление дорожно-транспортного происшествия по европротоколу не только экономит время самих водителей – участников аварии, но и способствует скорейшему восстановлению движения, – подвел итог Олег Мишуков. – Особенно это важно в больших городах, где мелкие ДТП могут создавать огромные многочасовые пробки.

Так что всем нам нужно учиться не только соблюдать культуру вождения – тогда и аварий будет меньше, но и с честью уметь вый-ти из этой аварии, чтобы не страдали другие водители.

Подготовлено в рамках повышения финансовой грамотности населения Архангельской области