Люди как главный актив и локомотив экономики

Политика и экономика

Лучшие умы России и всего мира доказали этот тезис на Петербургском международном экономическом форуме

Человеческий фактор в экономике – таково название целой сессии экономического форума, проходившего в Петербурге. Сквозная тема всего саммита на берегах Невы с участием Президента России не случайна: экономический и технологический прогресс всегда определялся мерой человеческого таланта и энергии.

Сегодня роль природных ресурсов, средств производства и иных материальных активов в обеспечении экономического роста очень ограничена. Увы, пример России и многих других стран – тому наглядное подтверждение. По запасам полезных ископаемых и возобновляемых ресурсов мы по-прежнему на первых местах в мире, а вот по уровню экономического развития и жизни – увы и ах.

Но и у россиян постепенно приходит понимание того, что человеческий капитал – ключевая инвестиция, важнейшее условие процветания. Наша страна традиционно занимает достаточно высокие позиции в мировых оценках уровня развития человеческого капитала, но достаточно ли реализован этот потенциал? Все ли мы сделали для того, чтобы в условиях новой промышленной революции, которая грозит полностью изменить структуру занятости, нарастить и приумножить этот самый человечный из капиталов? Какие проблемы и задачи в области развития человеческого капитала требуют решения на государственном уровне? Нужна ли России национальная стратегия в области развития человеческого капитала? Именно на эти вопросы (в числе многих других) и пытался ответить ПМЭФ-2016. Давайте упростим задачу и посмотрим, на какие именно вопросы нам предстоит найти ответ, и чем быстрей, тем лучше.

Работа далекая и близкая

Возьмем, к примеру, такую проблему, как удаленная работа, труд на расстоянии. Многие работодатели до сих убеждены: чем больше часов сотрудники проводят в офисе «от сих до сих», тем лучше для компании. Увы, их стоит разочаровать.

Исследовательская компания IDC обнародовала свои оценки количества сотрудников, работающих удаленно по всему миру. Выяснилось, что в течение двух ближайших лет число таких сотрудников достигнет 1,3 миллиарда. Выходит, что современные коммуникации приведут к отсутствию необходимости ездить на работу и многие офисы исчезнут. А значительная часть человечества (в том числе и россиян) перестанет ежедневно нуждаться в дорогах и транспорте.

Глобальная сеть Интернет делает возможным доступ к любым данным из любой точки мира. Каналы связи сегодня обеспечивают такую скорость обмена информацией, что можно спокойно управлять целыми заводами или станциями удаленно, находясь в тысячах километров от них. А «облачные» технологии хранения данных дают возможность обойтись совсем без флешек и жестких дисков. Образно говоря, с простого планшета сегодня можно управлять целым воздушным или
водным судном. А то и целой эскадрой. И это не в игре, а в реальности.

Спецы всех стран, объединяйтесь!

Мой знакомый верстальщик перестал беспокоиться о завтрашнем дне. Газетное дело сдает свои позиции, печатные издания в России приносят совсем мало дохода, если это, конечно, не эротика или «глянец». Так вот, еще недавно он жил от заказа до заказа и с тоской взирал на закат периодики в Архангельске. Сегодня он заканчивает ремонт в новокупленной «трешке» за счет активно выполняемых заказов из… Германии, где с прессой пока (тьфу-тьфу) все в полном порядке. Именно там он стал искать и находить новых клиентов, ну а искусство верстки и дизайна в Европе ценится и, что немаловажно, неплохо оплачивается. Немецкие журналы заказывают верстку в России – это и дешевле, и с креативностью у русских все в порядке.

Вездесущие социальные сети – от «Фейсбука» и «ВКонтакте» до «Форсквейр» и «Инстаграма» – дали бизнесу и обществу невиданные прежде возможности. Разве можно было еще лет 20 назад вообразить, что крупный международный проект могут реализовывать руководитель из США, менеджеры среднего звена из Британии, юзеры из России и кодеры из Индии? И все это – в одной команде, но не выезжая за пределы родного города? Благодаря командному подходу стало возможным объединять больше людей, чтобы вместе концентрировать интеллектуальные и технологические ресурсы и за счет масштаба получать высокую эффективность. Теперь над решением одной задачи могут ломать голову сотни человек. Одновременно. Из всех уголков мира.

Поколение Next хочет большего

Еще один фактор, который никак не сбросишь со счетов, – социальный. На рынок активно выходит новое поколение молодых людей. Они уже не ограничены в кругозоре, имеют совершенно другие ценности, чем их родители, по-другому позиционируют себя. Ипотечная квартира в «панельке», офис с классической «пятидневкой», ежедневная дорога на работу полтора часа туда и столько же обратно, а летом – месяц санатория с бегом в мешках и портвейном на лавочке… – нет, такими перспективами их уже не заманишь.

Вот мнение Эрнеста Белокоровина, депутата-единоросса, кандидата экономических наук:

У меня четверо достаточно взрослых детей, поэтому мне хорошо заметны отличия нового поколения от предыдущих. Это поколение довольно прагматично, целеустремленно, знает, чего хочет от этой жизни. Они свободно пользуются всякими гаджетами, без ума от новых технологий, нисколько не боятся перемен. Легки на подъем, при этом в приоритете у них – личная свобода, пространство, желание познать и увидеть мир. Достаточно высокие запросы компенсируются креативностью, способностью быстро меняться, подстраиваться под стиль и ситуацию.

Могу сказать, что их сверстникам не особо уже хочется трудиться по часам в конторе, пусть и престижной. Для многих работа – это стиль жизни, реализация собственных предпочтений и даже увлечений. Нравится моделировать? Появляется современное дизайн-бюро. Есть вкус к выпечке и готовке? Открывается новая бакалея, принимающая заказы дистанционно. Получается дружить с гаджетами? На свет рождается новое хорошо продающееся приложение. И так далее, – отмечает Эрнест Анатольевич.

Они бы хотели жить где-нибудь за городом, в таунхаусе, поближе к природе. Это своего рода «экологичность», плюс забота о собственном здоровье и добровольный отказ от прежде популярных вредных привычек. Ну и спорт как норма жизни.

Экономика знаний плюс командный стиль

Как бы то ни было, люди как существа социальные по-прежнему будут стремиться к личному общению для решения задач бизнеса. Поэтому исключительно дистанционная работа вряд ли станет повсеместной и вездесущей. Конечно, технологически нет проблем создать полностью удаленную сеть сотрудников, но тут в действие вступают уже социальные факторы.

Ключевой задачей бизнеса теперь является мобилизация интеллектуальных ресурсов команды. А это не всегда возможно сделать на расстоянии, пусть даже и глядя на собеседника через «Скайп».

Прежние законы экономики не работают: физическое производство не создает существенной добавочной стоимости. Иначе корпорация Эппл не размещала бы все свои заказы в странах третьего мира с низкой стоимостью физического труда. Да и там идут повальные сокращения – все больше производственных операций выполняют неутомимые роботы.

И вот тут-то главной ценностью компании становится способность подобранного руководителем коллектива генерировать инновации и превращать креативные идеи в приносящую прибыль технологию. Мало придумать айфон или «говорящего хомяка» – нужно довести идею до промышленных образцов, а затем продать, желательно в миллионах копий.

Именно поэтому управление людьми здесь играет важнейшую роль, а команда выступает ценнейшим активом. В этом смысле надо говорить не просто о кадрах, а о человеческом капитале компании. Тот, кто умеет лучше всего управлять, развивать и обогащать этот актив, имеет преимущество в конкурентной гонке. В глобальном масштабе успешным будет то государство, которое научится лучше всего руководить интеллектуальным капиталом в масштабах целой страны.

Рыба ищет, где глубже…

Мудрый руководитель дает теперь возможность выбирать и совмещать дистанционную работу с личностным общением в коллективе. Плюс к этому крупные компании внедряют практику внутрикорпоративной мобильности. Вы сами видите, как топ-менеджеры Лукойла, Роснефти, АЛРОСА периодически перемещаются между регионами присутствия своих фирм и решают при этом разнообразные задачи. Между прочим, такая практика ротаций до сих пор сохранилась в федеральных силовых структурах, и она весьма эффективна.

Да и сам специалист становится мобилен, легко меняет регион присутствия, не привязываясь на десятилетия к одному городу или области. Вспомните, с каким тяжелым сердцем мы провожали бригаду кардиохирургов и медсестер Первой городской больницы в новый кардиоцентр в Астрахани. А ведь люди всего лишь поменяли место работы на более комфортное, более достойное со всех точек зрения – от условий труда и быта до уровня заработной платы. Произошла трагедия? Отнюдь, в Первой горбольнице Архангельска выросла новая смена и даже открылся свой кардиоцентр.

Лучших врачей, воспитателей, педагогов, менеджеров все равно будут перетягивать другие территории. Точно так же Архангельск стремится заполучить лучших молодых людей из поморской глубинки. Однако низкая трудовая мобильность населения является сегодня одной из проблем рынка труда России. Как уехать, если квартира взята в ипотеку, если детям нужно окончить школу, если навестить родителей станет проблемой из-за дороговизны билетов…

Именно поэтому создание транспортной инфраструктуры нового поколения принципиально изменит среду, в которой живет человек, и создаст новую социально-экономическую реальность. С одной стороны, возможности транспорта сократят расходы и время на коммуникации до минимума. А с другой стороны, работодатели смогут привлекать высококвалифицированных сотрудников, не переселяя их со всем семейством и скарбом поближе к офису. Если бы дорога до Северодвинска из Архангельска занимала ежедневно не час-полтора, а минут 15, то, уверяю, ни одно оборонное предприятие не испытывало бы сегодня проблем с кадрами. А пока счет вакансий там ведется на тысячи.

Но главное, конечно, другое: воспроизводство и развитие интеллектуального человеческого капитала, вовлечение его в бизнес создаст новые продукты, сервисы, товары. Получится новая прибавочная стоимость, и она будет гораздо выше той, что производится людьми на заводах и фабриках. Оставьте это роботам и автоматизированным системам.

Ключевые вопросы сегодня – как отмобилизовать человеческие ресурсы, создать собственный интеллектуальный капитал, чтобы в будущем успешно конкурировать в глобальном масштабе с другими государствами? Решение этих грандиозных задач на десятилетия вперед требует привлечения самых светлых умов. Чем, собственно, и занимался Петербургский экономический форум.