Маршруты северных широт

Политика и экономика

В Архангельске прошла встреча министров транспорта государств – членов Совета Баренцева/Евроарктического региона

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был учрежден в январе 1993 года и является площадкой для обсуждения вопросов международного сотрудничества в сфере транспорта, экологии, культуры, туризма и других.

Встреча представителей Финляндии, Норвегии, Швеции и стран Европейского Союза в Архангельске состоялась в рамках российского председательства и была посвящена вопросам развития международного сотрудничества в сфере транспорта.

В рамках развития российской части СБЕР ведется работа по реализации крупных транспортных проектов, направленных на интегрирование транспортного комплекса нашей страны в глобальную систему, – подчеркнул Максим Соколов, министр транспорта РФ. – Транспортный комплекс в России в силу геополитических и географических особенностей нашей страны – важнейший и крупнейший инфраструктурный сектор, стратегическая отрасль экономики, доля транспортного комплекса в ВВП страны превышает пять процентов. Шесть процентов от всего населения страны работают именно в транспортной системе. Это отрасль, которая развивается, невзирая на сложности в экономике: активно растут внутренние воздушные перевозки, практически на пять процентов за последнее время вырос оборот российских портов.

Министр транспорта отметил также, что в рамках реализации транспортной стратегии нашей страны до 2030 года предпринимаются последовательные шаги по реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе Баренцева моря, в том числе реконструкция аэропортного комплекса в Архангельской области и проект «Белкомур», основу которого составляет железнодорожная ветка, проходящая по территории Поморья. При этом основным связующим звеном для стран Баренцева региона остается Северный морской путь.

В прошлом году правительством РФ был утвержден комплексный план развития Северного морского пути, – рассказал Максим Соколов. – В первую очередь развитие инфраструктуры Севморпути заключается в создании ледокольного флота. Совсем недавно на Балтийском заводе в Петербурге был спущен на воду самый мощный в мире двухреакторный атомный ледокол «Арктика», его длина составляет почти 180 метров, ширина – 35 метров, а водоизмещение – около 35 тысяч тонн. Он сможет проводить караваны судов в арктических условиях, разбивая лед толщиной до трех метров. В прошлом году российский флаг был поднят на двух дизель-электрических ледоколах «Владивосток» и «Мурманск», построенных на Выборгском судостроительном заводе.

В рамках председательства в СБЕР России министр озвучил ряд приоритетов в сфере развития транспорта Баренцева региона.

На первое место мы поставили безопасность, – отметил он. – Обеспечение безопасности движения, внедрение глобальных спутниковых навигационных систем и систем экстренного реагирования при авариях. В целях перехода нашего взаимодействия в практическую плоскость мы предлагаем рассмотреть возможные стыковки российской системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» с европейской системой. В прошлом году в нашей стране внедрена инновационная система, которая позволяет оборудовать автомобили возможностью голосовой связи и в случае аварии в автоматическом режиме передает сигнал оператору. Вторая тема – развитие транспортного образования, мы предлагаем детально остановиться на вопросе подготовки кадров для предприятий транспортного комплекса, работающих в Баренцевом регионе и Арктике. Третье направление – усиление взаимодействия рабочих органов, отвечающих за вопросы транспорта и туризма. В-четвертых, это продолжение работы, направленной на создание эффективно действующей транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы.

Сотрудничество стран Баренц-региона оказалось одним из самых удачных примеров трансграничного сотрудничества в Российских приграничных регионах, – добавил Игорь Орлов, губернатор Архангельской области. – В наши дни мы все более остро ощущаем желание жителей Баренцева региона развивать трансграничные связи и экономическое взаимодействие в первую очередь в сфере развития транспортной доступности. Главная опора Баренцева сотрудничества – это инициативы и ожидания людей, живущих в суровых климатических условиях Севера. В ходе председательства Архангельской области в Баренцевом региональном совете в 2013-2015 годах нами была предложена инициатива по развитию маршрутной сети авиасообщения в Баренцевом регионе, проведены консультации со всеми заинтересованными участниками этого процесса. Учитывая запуск регулярных пассажирских авиарейсов Сыктывкар – Котлас – Архангельск с сентября 2014 года и регулярных рейсов по маршруту Тромсе – Лулео – Оулу с января 2015 года, мы, конечно же, считаем целесообразным проработать вопрос об их удобных стыковках при возобновлении рейса Архангельск – Мурманск – Тромсе.

По итогам встречи была подписана совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе.

Обсуждение шло по вопросам развития транспортного образования, туризма, новых систем в области управления транспорта, логистики, спутниковых технологий, ну и конечно же, мы продвинулись в разработке единого плана развития транспортных систем наших стран, – подвел итог встречи Максим Соколов. – Этот план будет включать в себя развитие новых коридоров, он нацелен на «гуманизацию» транспорта, то есть развитие пассажирского сообщения в наших странах. Он будет отражать те крупные точки роста, которые имеются в регионе: развитие Мурманского транспортного узла, развитие проектов транспортной инфраструктуры в Архангельской области и, конечно же, Севморпуть.