Службу нес на линкоре «Архангельск»

Люди и события

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Андреевич Портов восьмого февраля отмечает 90-летие

В гости к семье Портовых я уже заходила, правда случилось это несколько лет назад, да и повод в тот раз был не таким серьезным. За эти годы супруги ничуть не изменились, все такие же приветливые и гостеприимные: напоили чаем, показали увесистые семейные альбомы и рассказали свою историю.

Василий Андреевич родился и вырос в Пензенской области, воспитывала мальчика приемная мать, потому что родители умерли, когда он был еще совсем крохой. Ему исполнилось только четырнадцать, когда Германия объявила Советскому Союзу войну. Школу, куда он ходил, закрыли, поэтому юноша работал в колхозе. В разгар войны, когда Василию Андреевичу было шестнадцать лет, вместе с другими мальчишками его стали готовить к службе.

– Мы и в походах участвовали, и в стрельбах, и пулеметы «Максим» – очень тяжелые – таскали на спинах, с тех времен у меня ключицы проломлены, все-таки был еще хрупким подростком, – вспоминает ветеран.

Василий Андреевич вырос далеко от моря, но, когда в 1944 году семнадцатилетнего юношу призвали на службу, попал именно на флот, причем единственный из ребят, с которыми призывался. Службу нес на линкоре «Архангельск» зенитчиком: управлял двуствольным эрликоном. До того как линкор стал «Архангельском», он носил название «Royal Sovereign» – это британское судно, на время переданное союзниками советскому флоту.

Военные годы были суровыми, приходилось постоянно быть начеку, однако случалось во время службы и немало курьезных ситуаций. У Василия Андреевича накопилась масса интересных историй военных лет.

– На линкоре была у нас собака Вега, своих она знала, хотя нас было около тысячи человек, поэтому, если прибывал кто-то чужой, поднимала лай, – вспоминает ветеран. – Еще жили два медвежонка – Мишка и Машка, их линкору кто-то подарил. Иногда медвежата забирались по мачте наверх, а спускаться боялись, по- этому приходилось использовать сетку и лебедку, чтобы снять их с мачты. А на завтрак, обед и ужин они в столовую бежали быстрее всех, заслышав звук сигнального горна.

После войны, когда линкор надо было возвращать, Василия Андреевича перевели на минный тральщик.

– Мы тралили мины Баренцева и Белого морей, – рассказал он. – Советские мины были отмечены на карте, а немецкие приходилось искать. Когда тральщик подрезал мину и она всплывала, опасное орудие необходимо было уничтожать: либо взорвать, либо извлечь и утопить запал. Обнаружив мину, мы спускались на шлюпке в море, я был гребцом. Подходили настолько близко, насколько это было возможно, на расстояние вытянутой руки. В такие моменты, конечно, было страшно.

Демобилизовался Василий Андреевич в 1951 году после семи лет службы на тральщике. Еще во время службы познакомился с будущей женой Лидией Ивановной. В семье шутят, что она «пришила» будущего супруга к себе.

– После траления выдали нам обмундирование не по размеру: шинель висит, брюки висят, поэтому надо было кого-то найти, чтобы подшили, – вспоминает ветеран. – Мне кто-то порекомендовал Лидию Ивановну, ну я и пришел к ней. Так мы и познакомились.

Моряк пригласил симпатичную портниху в кино, следующее увольнение тоже провели вместе, с тех пор не расставались.

Лидия Ивановна тоже участник войны, работала во фронтовой ремонтной мастерской при действующей армии, имеет орден Отечественной войны второй степени и орден Трудового Красного Знамени. Весной 1945 года их армию перебросили в Ярославль на переформирование, после чего они должны были отправиться на Дальний Восток. Но девушка заболела тифом и осталась в Ярославле, а спустя годы перебралась в Архангельск. Там и встретилась она с Василием Андреевичем.

Когда Василий Портов демобилизовался, с морем решил не расставаться, окончил курсы судоводителей. Два года работал штурманом на рыболовецком траулере, а потом устроился в Архангельский речной порт, где остался на сорок лет, тридцать из которых был капитаном. Ходил и на пассажирских, и на грузовых судах.

– У меня пассажирское мелководное судно было, ходил на нем по реке Лодьме, но потом стали прокладывать автомобильные дороги и суда уже были без надобности, – вспоминает он. – И с баржами работал, когда еще шоссейной дороги в Северодвинск не было: днем баржи грузили, а ночью мы везли их в Северодвинск. А весной шли в Пинегу, в Вагу, в малые реки надо было грузы завозить. Были и опасные случаи. Когда строили мост через Пинегу, мы стояли там до глубокой осени. Потом пришли заморозки, на Пинеге появилась шуга, поэтому надо было срочно уводить плавкраны и баржи. Нас понесло вместе с шугой, а потом и вовсе вместе со льдом вынесло в Северную Двину. И в штормы попадали, конечно. Последний теплоход, на котором я работал, – «Водолей», по акватории порта мы возили на суда воду и газ в баллонах.

Василий Андреевич – председатель Совета ветеранов «Последний военный призыв», член городского Совета ветеранов, участник войны и боевых действий, имеет медали «За победу над Германией», «Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» и Жукова. В свои девяносто он еще принимает активное участие в общественных мероприятиях. И семейный союз крепок: в этом году супруги Портовы будут отмечать 67 лет семейной жизни, у них двое сыновей, четверо внуков и трое правнуков.

 

Анна СИЛИНА
фото: Кирилл ИОДАС