Три прокола в правах – и на пересдачу экзаменов

Люди и события

В музее областной Госавтоинспекции представлены интереснейшие экспонаты

Всю эволюцию Госавтоинспекции за 80 лет можно проследить по экспонатам музея при областной ГИБДД. Музей был создан в 2006 году, к 70-летию ГАИ по инициативе Александра Столярова, который возглавлял Госавтоинспекцию более двадцати лет, а затем руководил ветеранской организацией службы. Он передал в фонды часть своей форменной одежды, личных вещей.

В музее представлены предметы, с которыми раньше работали сотрудники ГАИ. Например, деревянные жезлы-трости сначала были белого цвета и длиной 90 сантиметров. Со временем их длина уменьшилась. В 1922 году жезлы стали красными с желтой рукояткой, позже вновь белыми и их держали в белых перчатках. В 1939 году жезлы приобрели вид черно-белых.

– Позже для остановки транспорта стали применять жезл с катафотом, – говорит Инна Мирошниченко, старший инспектор отделения пропаганды регионального Управления ГИБДД.

Первым прибором для измерения скорости автомобиля был прибор, похожий на секундомер. Замерялось расстояние столбами, включался секундомер, и инспектор отмечал время, за которое автомобиль проезжает путь. Позже появился измеритель скорости «Фара», с ним работать было легче, но неудобно, его необходимо было каждый раз крепить на служебный автомобиль. Позже использовались приборы «Барьер», «Искра», но все они были увесистые. А сейчас работу в этом направлении облегчает современная аппаратура фото- и видеофиксации, данные оперативно передаются в спеццентр.

Отдельное внимание – дорожным знакам. В каждой стране были свои знаки, но для единообразия на международной конференции в Париже в 1909 году были приняты знаки международного образца, сначала их было четыре, но к 1968 году их количество возросло в разы. Чтобы знак был виден в темное время суток, на дорогах России устанавливались дорожные знаки с подсветкой внутри, в виде массивных коробов. Теперь же знаки изготавливают с использованием световозвращающей пленки.

Светофор старого образца имеет не очень яркие линзы и обычную электрическую лампочку внутри, в то время как в современных устройствах уже используются светодиодные лампы. Интересен как экспонат и сохранившийся пешеходный светофор.

Особый интерес вызывает музейный стенд с водительскими удостоверениями разных видов и периодов времени: шофер-профессионал, водитель мотоколяски, водители различных классов. В дополнение к правам выдавались талоны предупреждения, в которых делались просечки за нарушения ПДД, и, если их оказывалось три, водитель направлялся на пересдачу экзаменов. На выставке есть уникальное удостоверение шофера-профессионала, выданное ГАИ в 1962 году, где в графе особых отметок указано: «Склонен к употреблению спиртных напитков, опасен для работы на автотранспорте».

Интересно, что в то время существовали только типовые республиканские правила, и для многих регионов они не совсем подходили. Поэтому на их основании составляли свои, местные, более конкретные. У истоков написания областных ПДД стоял Александр Васильевич Филимонов, участник Великой Отечественной войны, работавший в Госавтоинспекции с 1946 года сорок лет.

– Каждые два года правила пересматривались и составлялись новые. Александр Васильевич их разрабатывал, затем они обсуждались ГАИ и выносились на утверждение в облисполком, после чего вступали в действие, – пояснила Инна Мирошниченко. – За свою работу Александр Филимонов был удостоен ордена «Знак Почета».

Раньше обучение на права. было многоуровневым: теория, техническое устройство автомобиля и двигателя, а потом допуск к практической части экзамена.

Для приема теоретической части экзаменов применялся специальный чемоданчик с миниатюрными дорожными знаками, макетом дороги и машин, на котором конструировались ситуации, возникающие при движении. В 70-х годах стали применяться автоматизированные системы для тестирования, комплексы «Вятка». Такой аппарат и фотоснимок с экзамена представлен в музее ГАИ.

Музейная экспозиция была бы неполной без номерных знаков. Интересно, что поначалу номера присваивались гужевым повозкам – кожаные ярлыки крепились извозчикам на спине, взамен им пришли жестяные таблички, их форма, цвет и размер менялись ежегодно. В 1937 году для автотранспорта были введены номера с буквенными обозначениями области (люди постарше помнят буквы АХ и АХО на регистрационных знаках), а в 1994 году введены цифровые обозначения региона.

Различных уникальных экспонатов в музее достаточно, среди них есть даже мотоцикл и автомобиль «Москвич-407» 50-х годов, которые отслужили свой век. Эволюция мундиров, технической аппаратуры и других средств обеспечения работы Госавтоинспекции происходит довольно скоротечно, и многим ныне живущим интересно еще раз взглянуть на то, что было когда-то в их жизни. Конечно, сегодня, в век технического прогресса, все эти вещи безвозвратно устарели, но по-прежнему дороги сердцу.

Предметно

До 1907 года в Архангельске пассажиров и товары перевозили на лошадях, пока не появился первый общественный транспорт, а позже и автомобили. Когда впервые на маршрут вышли два автобуса немецкой фирмы NAG, для людей они были в диковинку, каждый норовил запрыгнуть на подножку. Мощность автобусов составляла до 26 лошадиных сил.

В начале ХIX века за безопасностью на дорогах следили полицейские, позже – милиционеры, они носили белую гимнастерку с ремнем, фуражку, белые перчатки. А в 1936 году была создана Государственная автомобильная инспекция. Первым начальником отдела Архангельской ГАИ был Георгий Власов. Когда началась вой-на, то мужчины были мобилизованы на фронт и во главе учреждения встала женщина – Анна Моисеева, позже она была переведена на службу в Москву. Затем Госавтоинспекцию Архангельской области возглавляли: Олимп Тараканов, Михаил Попов, Николай Паньков, Владимир Барковский, Александр Столяров, Павел Бугаев, Владимир Лутков и в настоящее время – Алексей Максимов.

Это слайд-шоу требует JavaScript.