Без карты на маршрут нельзя

Городское хозяйство

С 15 июля вступили в силу новые требования к перевозчикам, работающим на общественном транспорте

За перевозку пассажиров без карт маршрута и стоянку автобусов в ночное время вне установленных мест теперь предусмотрена серьезная ответственность. С 15 июля вступили в силу новые нормы Кодекса об административных правонарушениях.

Правительство Архангельской области приняло непосредственное участие в подготовке этого законопроекта, направленного на улучшение ситуации на рынке пассажирских перевозок.

О том, что именно изменится и как это повлияет на ситуацию с общественным транспортом, рассказали на пресс-конференции министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов, начальник Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО Илья Пинаевский и и. о. начальника отдела транспорта и связи департамента городского хозяйства администрации Архангельска Анатолий Смирнов.

– Нашим министерством подготовлено порядка 220 карт маршрута, которые фактически являются основным документом, подтверждающим право перевозчика на работу, – рассказал Вадим Кривов. – Их получают все обратившиеся к нам перевозчики, у которых заключены договоры с министерством.

Вадим Кривов пояснил ситуацию с межмуниципальными и межрегиональными перевозками, отметив, что городские маршруты – это сфера ответственности муниципалитета и его представители прилагают усилия в том же направлении.

С 18 июля проверяющие органы начали рейды по выявлению нарушителей. Впрочем, как подчеркнул Илья Пинаевский, работа эта будет вестись целенаправленно и систематически – создавать ажиотаж с вступлением в силу нового закона проверяющие не намерены.

– В карте маршрута указывается тип транспортного средства и наименование перевозчика – оно должно совпадать с тем, кто выдал путевой лист на этот автобус. Это обязательное условие, – подчеркнул Илья Пинаевский.

Работа без карты маршрута обойдется дорого: для юридических лиц штраф составит 300 тысяч рублей, для водителя – 5 тысяч рублей и для должностного лица, выпустившего автобус-нарушитель на линию, – 30 тысяч рублей.

Еще одно нововведение связано со стоянкой пассажирского транспорта в ночное время. Сейчас автобусы нередко можно увидеть под окнами во дворах жилых домов. Теперь они должны базироваться исключительно на охраняемых стоянках, внесенных в специальный реестр, который Минтранс составляет совместно с муниципальными образованиями.

На пресс-конференции прозвучали опасения, что не желающие соблюдать новые правила предприниматели начнут маскироваться под заказные перевозки, а вместо билетов – продавать какой-нибудь копеечный товар. Илья Пинаевский пояснил, что к такой ситуации их ведомство готово.

– В Москве уже разработан порядок проведения мероприятий, для образца он скинут и нам. Если такая ситуация пойдет валом, будут создаваться соответствующие группы с участием представителей ГИБДД и наших сотрудников, думаю, что подключатся и органы местного самоуправления. Будем работать и отслеживать, – сказал он.

Наведение порядка с пассажирским автотранспортом лежит не только в правовой плоскости, играют свою роль и реалии, в которых приходится работать.

«Нельзя сказать, что ситуация не проблемная», – так ответил Вадим Кривов на просьбу оценить, как в целом обстоят дела с пассажирским автотранспортом в области. И обозначил главные болевые точки – обеспечение транспортной доступности поселков с низким пассажиропотоком и обновление автопарка.

– Трудно найти перевозчиков, которые соглашаются ездить в отдаленные населенные пункты, где буквально единицы пассажиров. Приходится проводить большую работу по оптимизации, чтобы у перевозчика были и прибыльные, и убыточные маршруты, – рассказал он. – Проблема убедить перейти на нормальные автобусы – тоже говорю сейчас про межгород. Проводим работу. Проблем много, но я считаю, что они постепенно решаются.

В качестве примера Вадим Кривов вспомнил, как развивалась ситуация в торговом бизнесе: на смену ларькам пришли цивилизованные магазинчики и супермаркеты. Министр рассчитывает, что аналогичным образом будет складываться картина и на рынке транспортных перевозок.

Проблема отдаленных маршрутов характерна и для Архангельска, отметил Анатолий Смирнов. Это связано с огромной протяженностью города, большим количеством окраинных населенных пунктов. Именно поэтому некорректно сравнивать транспортную ситуацию в столице Поморья с тем же Северодвинском, где все компактно и на каждом маршруте есть постоянный пассажиропоток.

До конечной остановки в Турдеево 23-й автобус везет порой пару-тройку человек, очень низкий пассажиропоток на островных маршрутах № 18 (Бревенник) и № 38 (Кегостров), поэтому они дотируются из городского бюджета. Дотации социально значимых маршрутов превышают два миллиона рублей.

Несмотря на существующие сложности, Анатолий Смирнов полагает, что вступивший в силу закон окажет существенную помощь в работе с перевозчиками и поможет навести порядок в ситуации с пассажирским транспортом. Определенные ожидания связаны и с разработкой плана оптимизации маршрутной сети городского транспорта, на проведение этой научно-исследовательской работы заключен муниципальный контракт. В плане, в частности, будет прописано, использование автобусов какого класса является оправданным.

Впрочем, полное исключение автобусов малого класса нецелесообразно – это можно сказать и не дожидаясь результатов исследования. Заменять старые ПАЗы, безусловно, необходимо. В качестве положительного примера Анатолий Смирнов привел появление новой модели автобуса на 60-м маршруте – современные, более благообразного вида и подходящие для работы в городских условиях, чем их предшественники. По его данным, архангельские перевозчики продолжат закупать такие машины.

Жители Северного округа новые пазики уже оценили – действительно, удобнее и просторнее, чем было раньше. Минус пока видят только один: они не низкопольные и при посадке-высадке все равно приходится преодолевать ступеньку, что непросто для пожилых людей, инвалидов и мамочек с колясками.

Так или иначе, администрация держит на контроле и всеми доступными ей методами пытается улучшить ситуацию с перевозками, подчеркнул Анатолий Смирнов.