«Нулевые» лицензии у УК будут отзывать

Политика и экономика

Новые механизмы борьбы с недобросовестными управляющими организациями мотивируют их повышать свою эффективность, а не зарабатывать на «денежном потоке»

Минстрой РФ разработал механизм отзыва «нулевых» лицензий у управляющих компаний. Планируется также внедрение стандартов качества обслуживания многоквартирных домов. Эти и ряд других мер помогут решить одну из актуальных проблем – освободить рынок ЖКХ от недобросовестных «управляек». Об этом шла речь на дискуссионной площадке «Быть хозяином в собственном доме», работавшей в рамках XVI съезда партии «Единая Россия».

Управлять жильем – по стандарту

В 2014 году началось лицензирование УК – как результат совместного законотворчества Минстроя РФ и партии «Единая Россия». Принятию соответствующего закона предшествовала серьезная дискуссия.

– Были разные точки зрения, в том числе что необходим более либеральный подход, саморегулирование в этой сфере. Но все-таки пришли к единой позиции, и президент страны ее поддержал: в управлении жильем нужна более жесткая, более консервативная система, – подчеркнул министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. – В настоящее время прекращено 239 лицензий и четыре аннулировано.

Для работающих на рынке ЖКХ организаций введен стандарт раскрытия информации о тарифах, о планируемых расходах и так далее. Благодаря этому сфера управления жильем стала более прозрачной.

– Следующим этапом станет внедрение стандартов качества управления многоквартирными домами, – уточнил министр. – Это качественные показатели работы УК: время реагирования на обращение потребителя, минимальный перечень работ и сроки их выполнения, еще целый ряд позиций. Стандарт сервиса поможет повысить уровень работы управляющих компаний и сделать их максимально клиентоориентированными. Обязанность соблюдения стандарта мы планируем включить в лицензионные требования, и при его нарушении компания будет лишаться права управлять соответствующим домом или лицензии.

Минстрой также планирует запустить еще два механизма борьбы с недобросовестными УК. Во-первых, ввести понятие грубых нарушений, за которые компания будет лишаться лицензии. Во-вторых, использовать отзыв так называемых «нулевых» лицензий – по решению органа жилищного надзора прекращать действие лицензий у компаний, получивших этот документ, но не управляющих ни одним домом. Это довольно распространенная схема: УК создает себе дублеров, получает на них лицензии и использует в случае проблем с основной организацией.

Энергоэффективный капремонт выгоднее

За время действия программы капитального ремонта отремонтировано 69 тысяч 254 многоквартирных дома общей площадью 230 миллионов квадратных метров, сказал Михаил Мень.

– Сегодня собственники поверили в капитальный ремонт, они «голосуют» рублем. Собираемость платежей в 2016 году составила почти 83 процента. Напомню, что начинали мы в 2014-м с 65 процентов. Это говорит о том, что сегодня есть понимание, зачем нужен капитальный ремонт, и людей интересуют механизмы его реализации, – подчеркнул Михаил Александрович.

Минстрой планирует запустить несколько новых алгоритмов увеличения темпов капремонта, в частности развитие кредитования.

– Кроме того, мы запускаем механизм поддержки энергоэффективного капитального ремонта, в рамках которого будут выполняться дополнительные работы, приводящие к энергосбережению. В том случае, если дом идет на энергоэффективный капремонт, государство будет помогать финансово. Мы посмотрим, как эта программа пойдет, если даст свой эффект,
безусловно, будем вместе с коллегами из парламента дальше добиваться выделения средств на эти цели, – подчеркнул Михаил Мень.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис рассказал, что есть цель сделать систему капремонта более прозрачной.

– Мы подготовили соответствующие изменения в правила регулирования деятельности региональных операторов. Важно, чтобы и эксперты, и общественники имели доступ к информации о том, как проведены скрытые работы, – отметил Андрей Владимирович. – УК уже допустили к контролю за качеством капремонта, она обязана подписывать акт, что несколько усложнило работу регоператоров. Но благодаря этому мы значительно сократили количество жалоб на качество капремонта.

Штраф в пользу потребителя

Завершается процесс наведения порядка в системе оплаты жилищно-коммунальных услуг.

– С 1 января вступил в силу ряд изменений, направленных на то, чтобы защитить граждан от некорректных платежей. Так, введены штрафы в пользу потребителя за неправильно выставленную квитанцию, помимо перерасчета потребителю выплатят 50 процентов от суммы превышения. Компенсация будет предоставляться путем уменьшения размера платы на следующий этап за эту коммунальную услугу. Штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой, – сообщил Михаил Мень.

Кроме того, плата за общедомовые нужды перенесена в категорию жилищных услуг и будет выставляться в размере норматива, установленного в регионе.

– По последним опросам ВЦИОМ, сегодня качество управления жилыми домами улучшилось на 15 процентов. Работа по лицензированию и повышению ответственности управляющих компаний дает свои результаты. Более того, у нас на выходе закон о прямых договорах потребителей с поставщиками коммунальных ресурсов. Как только мы его примем, полагаю, те УК, которые занимаются только сбором средств, а не содержанием жилых помещений, сами уйдут с рынка, – сказал заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «Единая Россия» Павел Качкаев.

Он также отметил, что если два года назад в организованные партией центры общественного контроля в сфере ЖКХ большинство обращений было по поводу капремонта, то сейчас на первое место вышло качество коммунальных услуг.

Концессия работает в 35 регионах

Комфортное проживание граждан, даже в отремонтированных домах, невозможно без качественных коммунальных услуг, а для этого необходимы значительные инвестиции в модернизацию инфраструктуры, отметил Михаил Мень. И самым эффективным методом считается концессия.

– По разным оценкам экспертов, у нас до полутриллиона рублей в год нужно инвестировать в перекладку сетей и модернизацию коммунальной системы. Мы идем по пути стран с давней рыночной экономикой – по пути привлечения частного капитала в ЖКХ. Мы перешли на долгосрочные тарифные решения, ввели фиксированную предпринимательскую прибыль как защищенную статью «тарифы», гарантировали тарифную формулу на весь срок концессии. Важная составляющая – мы сделали субъект РФ третьей стороной концессионного соглашения, отвечающей за соблюдение тарифной формулы и не только. Мы понимаем, что при заключении концессионного соглашения и даже при объявлении конкурса, при подготовке конкурсной документации для концессии необходима мощная юридическая поддержка, не всегда муниципалитеты справляются с этой задачей. Поэтому регион становится третьей стороной концессионного соглашения, и это даст свой результат, – рассказал Михаил Мень.

В 2016 году заключено 318 концессионных соглашений – в три раза больше, чем в 2014-м, когда этот процесс только начался. Сегодня концессия работает в 35 регионах, объемы частных инвестиций, предусмотренных действующими на сегодня соглашениями, составляют порядка 171 миллиарда рублей.

Три с половиной миллиона человек, проживающих в тех муниципалитетах, где ресурсами управляют концессионеры, уже ощутили рост качества услуг.

– В теплоснабжении аварии сократились на 47 процентов, потери – на 18 процентов, в водоснабжении  аварий стало меньше на 21 процент, потерь – на 14 процентов, – подчеркнул Михаил Мень.

На дискуссионной площадке «Быть хозяином в собственном доме» были подняты все аспекты, без которых невозможно качественное функционирование системы ЖКХ и комфортное проживание россиян в своих домах. Полезные предложения были озвучены представителями регионов, и, как заверил Михаил Мень, они будут систематизированы и взяты в работу.

Подводя итог обсуждения, Андрей Чибис отметил:

– Наша цель, министерства и коллег из партии «Единая Россия» – выстроить работу так, чтобы дальше сектор управления жильем был эффективным и процветал, потому что это огромный розничный рынок и от качества его работы зависит как социальное самочувствие общества, так и отношение к системе ЖКХ в целом.

Наталья СЕНЧУКОВА, фото автора