«Я никогда не отрывалась от родной земли»

Люди и события

В феврале 70-летний юбилей отметит заслуженная артистка России художественный руководитель Северного русского народного хора Светлана Игнатьева

Родом она из Лешуконья, окончила музыкальное училище в Архангельске, затем – Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве. Свою жизнь посвятила народному искусству, сохранению песенных традиций и северной культуры и приобщению к ней молодежи. Последние восемь лет Светлана Игнатьева – художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора.

– Светлана Конопьяновна, вы стали худруком Северного хора в 2008 году, а что связывало вас с ним раньше?

– Когда я в юности поступала в Российскую академию музыки имени Гнесиных, познакомилась с Ниной Константиновной Мешко, она совмещала преподавание в академии с работой в Северном хоре. После окончания академии я мечтала отправиться работать в Северный хор, в ту пору он был одним из лучших коллективов. Моя мечта осуществилась, и я, будучи уже замужем, окончив обучение в Москве, поехала в Архангельск. Правда, проработала в Северном хоре лишь год. Когда в 2008 году Нина Константиновна ушла из жизни и встал вопрос о том, кто станет художественным руководителем коллектива, все взоры устремились в мою сторону. Согласилась я не сразу, потому что это, с одной стороны, большая ответственность, но, с другой стороны, предать народную культуру нельзя, потому что во мне она живет и придает сил.

Начать работу в Северном хоре не составило большого труда. Во-первых, я еще застала ветеранов, с которыми работала в юности, моральная поддержка с их стороны была очень важна. Во-вторых, имела уже немалый профессиональный опыт. Кроме того, я же уроженка Архангельской области, северная культура, среди которой я выросла, во мне живет, я никогда не отрывалась от родной земли.

– Откуда у вас тяга, такая любовь к народному искусству?

– У меня прекрасно пели тетушки, мама Анастасия Степановна Игнатьева. Люди пели сплошь и рядом, это было само собой разумеющимся, музыка людей объединяла. Я выросла, заслушиваясь выступлениями Северного хора по радио. Кроме того, во времена моего детства эстрада была прекрасная, в кино звучала хорошая музыка, поэтому мы пели в том числе и современные песни. То, что мы слышали, ложилось на душу и запоминалось. В юности, в детстве должен быть момент озарения, вдохновения, поэтому очень важно, чтобы дети росли в правильной атмосфере.

– Сейчас, к сожалению, выступлений Северного хора по телевидению, особенно федеральному, не увидишь…

– У нас в стране 12 государственных коллективов, но показывают выступления лишь русского народного хора имени Пятницкого и Кубанского казачьего хора. В прошлом году Северному хору исполнилось 90 лет, мы обращались во все инстанции, и большое спасибо СМИ Архангельска, что наши выступления освещали, а вот федеральные телеканалы – нет. Телеканал «Культура» освещал наш юбилей лишь информационно. Но понятно почему, у них другой интерес, другие цели – коммерческие.594-10

– Раз уж мы затронули тему телевидения, скажите, вы смотрите популярные музыкальные конкурсы, например «Голос»? Нет ли у вас ощущения, даже, может быть, сожаления, что народному жанру уделяется незаслуженно мало внимания?

– «Голос», конечно, смотрю. С одной стороны, это показатель, что у нас много талантливых детей, и этот талант не иссякнет. С другой стороны, это определенная спекуляция: если ребенка еще толком не научили работать на сцене, а он уже вкусил славу и аплодисменты – это не на пользу. Я согласна, что народного жанра мало, хотя он существует давно, а дети справляются прекрасно, работают профессионально. Наши дети замечательные, их просто нужно направить туда, куда нужно, – и это зависит от нас. Я уже много лет в качестве члена жюри езжу на детские музыкальные конкурсы. Вспоминаю, с чего начиналось развитие народного жанра: в репертуаре коллективов было от силы пять народных песен, не было костюмов и понимания народной культуры в целом. Но когда подключились преподаватели из РАМ имени Гнесиных, проводили мастер-классы – ситуация стала меняться на глазах. С детьми нужно работать профессионально, тогда мы получим результат, тогда они будут представлять народную культуру так, как это должно быть.

– Какие северные исполнительские традиции вам ближе, родные лешуконские?

– Да, вы правы. Не так давно я выступала на встрече Поморского землячества в Москве. Всегда хочется сказать слово за свою землю, и я вышла, рассказала про юбилейный год, а потом спела «Вдоль по морю…» – песня моей земли. У меня мистическая связь через нее с родиной. А после выступления люди подходили и говорили, что плакали, когда я пела. Но это не от того, что я хорошо пою, а потому что вся наша культура – от сердца, она плачевая: женщины плакали и на свадьбах, и на похоронах, слезами снимали боль с рода.

– Для вас как для художественного руководителя больше важна историческая достоверность, строгое соблюдение народных традиций или выступление артистов Северного хора это прежде всего шоу?

– Спор между фольклористами, которые собирают и сохраняют материал, и сценическим искусством был всегда. Но на самом деле споров быть не может, каждый занимается своим делом. Простой пример – народные костюмы. Если рассматривать фольклорный костюм вблизи, он будет восхищать, но если выйти в нем на сцену, то детали, которые несут определенную информацию, цвет – все будет восприниматься совершенно по-другому, многое потеряется. Фольклор – источник для сценического искусства, но в то же время искусство требует определенных исполнительских форм, оно не может быть стихийным. Существуют определенные требования к вокалу, к хореографии, поэтому как художественный руководитель я обязана следить, чтобы с точки зрения фольклористики все было достоверно, а с точки зрения исполнительской – высокопрофессионально.

– Светлана Конопьяновна, Северный хор в последние годы значительно обновился, сейчас в его составе много молодых артистов: легко ли современному поколению понять, погрузиться в народную культуру?

– Молодые артисты приходят к нам хоть и без опыта, но через погружение, через песню начинают понимать народную культуру, постоянное пребывание в музыкальной, песенной и танцевальной стихии человека преображает, напитывает.

Когда я пришла в хор, остро стоял кадровый вопрос, в большей степени это касалось хореографии, поэтому было решено создать Малый Северный хор. Сначала мы набрали детей в вокальную группу, потом появилась хореографическая, позже – оркестровая. К обучению подключились наши артисты, фактически они передают свой опыт и мастерство детям. Северная исполнительская традиция с точки зрения  профессионального вокала была отработана народом, ее нужно только понять. Народ – творец, он оставил нам огромное наследие, мы обязаны сохранять золотой фонд, накопленный хором за 90-летнюю историю, и открывать публике, возможно, уже забытые народные произведения.

Анна СИЛИНА,фото: Кирилл ИОДАС