Его энергия заряжает других

Люди и события

29 января директор Ломоносовского ДК Александр Барский отметит 55-летие

Юбилей «по паспорту» – не единственный торжественный повод, есть еще один: вот уже 35 лет Александр Анатольевич работает в сфере культуры.

Так сложилось, что Александр Барский вырос в детском доме. Уже в раннем детстве он знал, чем хочет заниматься в будущем. В третьем классе написал свой первый сценарий новогоднего представления, именно тогда взрослые разглядели в маленьком Саше творческие способности.111111111111111

– Я хранил под своей кроватью три коробки: одна была «новогодняя», другая – для выставок. Когда мы собирали макулатуру, я вырывал цветные вкладки из журнала «Огонек», а потом оформлял тематические выставки на стенде, который специально для этого сколотил наш плотник, – вспоминает Александр Барский. – Ну и третья коробка – для кукольных спектаклей. Из книжек-раскладушек вырезал зверушек, героев сказок. Как сейчас помню, перед сном мне разрешали ставить на журнальный столик ширму с голубенькими шторами в белый горошек, я расставлял фигурки и на ходу сочинял сказку.

Когда он вырос, тяга к творчеству стала лишь сильнее. У юноши хоть и не было профессионального образования в сфере культуры, устроился работать культорганизатором в ДК бумажников в Коряжме. Так начался его профессиональный путь в культуре, но, стоит отметить, начался непросто. Барский – бунтарь по натуре, поэтому постоянно бросал обществу вызов. Он любил трудности, а когда их не было, создавал, чтобы героически преодолевать.

– Тридцать с лишним лет назад мы организовали в ДК бумажников дискоклуб, кто-то возмутился, мол, молодежь, дискотека – все это неправильно, тогда ситуацию взял на контроль профсоюз, – вспоминает Александр Барский. – Меня вызвали на ковер. Конечно, я к разговору подготовился, взял несколько томов собрания сочинений Ленина, сделал кое-какие закладки и объяснял, почему дискоклуб нужен, приводя выдержки из трудов Ленина. Никто, естественно, Ленина не читал, поэтому возразить им было не- чего, дискоклуб я отстоял.IMG_0013

С Барским как раз в то время работала Надежда Исмайлова, она возглавляла управление культуры Коряжмы.

– Если говорить о его качествах, на первое место я бы поставила смелость, – объяснила она. – Он мог поступиться своими интересами, безопасностью, своим положением во имя дела. Он умел доказывать свою правоту даже в самых высоких кабинетах. Так складывалась его работа и в Доме культуры в Коряжме, и немного позже в Котласском драматическом театре. Все гастроли, организованные им, проходили с аншлагом – это о многом говорит.

Важный момент в творческой биографии Барского – работа в ДК города Красавино Вологодской области, создание там уникального для того времени Центра народной традиционной культуры. Позже заведовал филиалом Вологодского музея-заповедника, хотя правильнее сказать не заведовал, а спасал: Александр Анатольевич появился в музее, когда тот был на грани закрытия. Пожалуй, именно работая там, он открыл в себе строгого и требовательного начальника, грамотного управленца.

1111В Архангельск он вернулся в 2010 году на должность директора Северного хора. К тому моменту уже зарекомендовал себя как «антикризисный директор», именно поэтому его пригласили в государственный коллектив. Подняв сдавший к тому времени позиции Северный хор на федеральный уровень, наладив систему работы, возродив фестиваль имени А. Я. Колотиловой, в 2014 году он взялся за спасение очередного утопающего – Ломоносовского Дворца культуры.

– Ситуация тоже была критическая, это касается и состояния самого здания, и его жизнедеятельности: здесь было «болотно», хорошо, спокойно, – объяснил он. – Когда я спрашивал жителей округа, почему они не ходят в Ломоносовский Дворец, мне отвечали: «А чего в этот сарай идти?». Сегодня так уже никто не скажет.

_KIR2915И действительно, за два года ситуация в корне изменилась.

– С тех пор как пришел Александр Анатольевич, произошло очень много изменений, а на мероприятиях теперь всегда полные залы, – рассказала Татьяна Малышева, менеджер по концертно-досуговой и фестивальной деятельности Ломоносовского ДК. – А какие ремонты во дворце! Забота в первую очередь о детях, о людях, которые к нам приходят, чтобы всем было комфортно: отремонтированы детские туалеты на этажах, гримерки, сцена, заменены окна. Александр Анатольевич – человек деловой, требовательный, принципиальный, если он ставит задачу, то добивается ее выполнения.

Изменения в ДК касаются не только приведения в порядок внутреннего убранства, но и самой структуры работы дворца: создано пять творческих центров. В полную силу заработал центр хореографии.

– Мы принимаем детей с трех лет в киндекласс, а в шесть лет они выбирают специализацию: современную хореографию, хип-хоп, брейк-данс, спортивный бальный танец и так далее, – объяснил Анатолий Щербинин, руководитель центра хореографии Ломоносовского ДК. – Александром Анатольевичем многое было сделано для организации центра: мы привели в хорошее состояние залы, подобрали профессионалов для каждого направления.

Под занавес Года кино в Ломоносовском Дворце по инициативе Александра Барского прошла встреча ветеранов архангельской городской кинофикации «Золотая эпоха кино». Пришлось разыскивать буквально каждого ветерана.Барский и учительская мафия

– Сотрудники Ломоносовского Дворца под чутким руководством директора и специалиста Надежды Притыкиной по цепочке искали фамилии, имена, телефоны ветеранов, развозили по квартирам приглашения на вечер «Золотая эпоха кино», – рассказала Валентина Карнавина, член городского Совета ветеранов. – Как такового совета ветеранов кино нет, но раз уж мы все нашлись, будем продолжать работу: Александр Анатольевич собрал нас за чашкой чая и уже озадачил новой темой, дал задание на следующую встречу.

Директор Ломоносовского ДК поддерживает постоянное сотрудничество с администрацией округа, с общественными организациями, с депутатами, вплотную работает с Архангельской епархией и ветеранскими организациями.

– Коллектив ДК замечательный, мы творчески работали и раньше, и сейчас стараемся. Чего не сделает один, сделаем вместе! – считает Галина Скворцова, председатель Совета ветеранов округа Варавино- Фактория. – Такого директора дворца, как Александр Анатольевич, округ ждал давно.

– В Ломоносовском ДК мы проводили много мероприятий, особенно для детей, – рассказала Светлана Романова, председатель женсовета округа. – Александр Барский – человек неугомонный, творческий, разноплановый. В нем столько энергии, которой он сначала поражает, а потом заражает, с ним плохо работать нельзя, нужно выкладываться на полную катушку. Он хороший хозяин в своем учреждении. Чувствуется, что ДК превращается в настоящий дворец, он стал более праздничным, нарядным – это очень много значит.

2+пат.На достигнутом останавливаться директор Ломоносовского Дворца не собирается, планов на будущее – громадье. Один из серьезных проектов, который Александр Анатольевич планирует реализовать на базе Дворца культуры совместно с Архангельской епархией, – Центр народной и духовной культуры.

– Наша культура взращена на православном сознании, наше искусство несет духовный потенциал, – рассказал отец Феодосий, настоятель храма святого Александра Невского. – Когда Александр Барский получил во владения Ломоносовский дворец, он увидел возможность организовать такой центр. Секрет самого Александра Барского как раз в том, что у него крепкая духовная основа, он знает, чего хочет, к чему стремится, не скрывает своих убеждений.

Барский сменил немало мест работы и уже давно понял, что невозможно ничего изменить в одиночку, без команды, без единомышленников, именно поэтому коллектив для него практиечски семья._KIR2605

Александр Барский – и творческая личность, и грамотный руководитель, и вообще человек энергичный и увлеченный. Но когда спрашиваю самого Александра Анатольевича о том, кем он себя считает – руководителем или человеком культуры, он задумывается и не сразу находит ответ. Пожалуй, в его случае одно без другого невозможно.

Наталья Зарубина, начальник управления культуры и молодежной политики администрации города

зарубина

– С Александром Анатольевичем партнерски мы работаем уже давно, наше сотрудничество началось, когда я была еще директором музыкального колледжа, а он – директором Северного хора. Сейчас у нас новые ипостаси, я выступаю его непосредственным руководителем. Хочу отметить, что всегда работать с Александром Барским было легко. Он – человек идеи, человек прорыва, надежный партнер. Один из немногих, кто не отказывается сразу от каких-то предложений и задумок, конечно, потом мы можем долго спорить, искать истину, но главное, что он всегда подхватывает идеи и помогает их воплощать. В работе мы ладим, я бы сказала именно так. Профессия руководителя в наше время, пожалуй, самая сложная – это огромная мера ответственности, но Александр Анатольевич всегда справляется, потому что работает на результат.

Анна Силина

Фото: Кирилл Иодас; Личный архив Александра Барского