Память длится дольше жизни

Культура

Показ документального фильма о жертвах политических репрессий взволновал горожан

Несмотря на то что премьера документальной картины «Дольше жизни» уже три года назад состоялась на телеканале «Культура», а сам фильм доступен для просмотра в Интернете, в актовом зале Добролюбовки яблоку было негде упасть. Тема политических репрессий глубоко волнует жителей Русского Севера, ведь многие семьи до сих пор ищут любую информацию о судьбе своих родственников, которые стали жертвами ГУЛАГа и бесследно исчезли в 30-е годы.

Фильм «Дольше жизни» был снят в 2013 году. Он повествует о драматических судьбах людей, которые вместе с мамами прошли по этапу и провели свое детство за колючей проволокой детских бараков знаменитого АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жен изменников родины). Показ в столице Поморья был организован культурно-просветительским фондом «Сретение» совместно с Архангельскими малыми православными братствами, Северодвинским отделением регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть» и при поддержке «Школы кино «Инфильм». Для представления картины зрителям «выписали» режиссера Дарью Виолину. Перед сеансом она рассказала журналистам и публике, что над картиной работала в соавторстве с режиссером Сергеем Павловским. Собственно, съемочная группа состояла из них двоих, а при съемках использовалась непрофессиональная аппаратура. Кино они делали на голом энтузиазме, поскольку встретили героев, о которых не могли не рассказать.

_KIR3030– С Сергеем мы познакомились в мае 2010 года в Казахстане на съезде потомков узников сталинских лагерей. Я туда приехала как внучка бывшей узницы. Моя бабушка отбывала срок в казахстанском лагере, и первую картину о женщинах, которые сидели в АЛЖИРе, я посвятила ее памяти. Она называется «Мы будем жить». На этот съезд приехали многие люди, в основном пожилые. Они, когда были детьми, находились в лагерях вместе с мамами, которых сослали сюда как жен врагов народа. Дети росли в лагерных зонах, детских домах. Им удалось выжить, из них выросли, как мне кажется, совершенно особенные люди, в том числе известные. Их всех объединяет какая-то невероятная сила человеческого духа. Когда мы познакомились с этими людьми, мы совсем не собирались делать картину. Снимали просто на память, для себя и для детей, которым хотели это показать. Записывали интервью на любительскую камеру по ночам в гостинице, где жили. Кассеты по возвращении в Москву отложили, но героев наших не забыли, продолжали с ними общаться: ездили к ним в разные города, посещали мемориалы в дни памяти, много говорили. В какой-то момент мы поняли, что хотим об этом еще кому-то рассказать, что это наш гражданский долг. Нам захотелось, что- бы о наших героях, с которыми мы подружились, узнал еще кто-то, – рассказала режиссер.

_KIR3049В фильме почти нет цифр, нет поражающей масштабами сухой, безжизненной статистики. Ведь кредо создателей – показать историю страны через истории людей. Не скрывая эмоций, герои «Дольше жизни» рассказывают о том, как пронесли любовь к своим родителям до глубокой старости, хотя с подачи власти им с детства внушали, что мама и папа – изменники, враги народа, их следует ненавидеть и презирать. Но дети всю жизнь помнили слезы своих матерей, с которыми их разлучали, и искали могилы расстрелянных отцов. Среди прочих бывших узников АЛЖИРа и Карагандинского лагеря в поселке Долинка своими печальными воспоминаниями поделились писательница Тамара Петкевич (ее книгу мемуаров «Жизнь – сапожок непарный» признают одной из лучших в жанре лагерной прозы), хореограф и брат Майи Плисецкой Азарий Плисецкий. О судьбе семьи Айтматовых и «втором дне» произведений популярного советского писателя Чингиза Айтматова поведала съемочной группе его сестра Роза. Эти и другие истории тронули зрителей, многие не смогли удержаться от слез.

кадр из фильма дольше жизниТретья часть картины рассказывает о том, как сегодня сохраняется память о тех страшных событиях. Ведь главный посыл киноленты – не забывать о репрессиях, что- бы не допустить такого снова. Зрители признаются, что, несмотря на тяжелую тему, поднятую в фильме, после просмотра остается светлое чувство. В финале показаны различные общественные акции, которые проходят в разных странах и посвящаются тем, кто подвергся репрессиям. Например, как люди приходят на Левашовское мемориальное кладбище, где с 1937 по 1953 годы было захоронено 45 тысяч жертв политических репрессий, как в Казахстане собираются на мемориале и искренне горюют люди разных национальностей, как в Белоруссии проходит день памяти – Дзяды. Также трогают кадры, снятые на улице Санкт-Петербурга, когда жители разных возрастов, от самых маленьких до пожилых, участвуют в акции «Хотелось бы всех поименно назвать…». Люди по очереди выходят к микрофону и читают имена и фамилии тех, кого унесли сталинские репрессии. Многие называют своих родственников: «был расстрелян в 37-ом». Это скорбное чтение продолжается с раннего утра и до позднего вечера, не прерываясь ни на минуту. Несмотря на то что этих людей уже давно нет в живых, память о них сохраняется. Именно по- этому фильм называется «Дольше жизни».

Дарья Виолина провела в Архангельской области два дня. В Северодвинске ее свозили на мемориал Ягринлага. В Архангельске после показа фильма зрители засыпали ее просьбами узнать об их родственниках, отыскать место, где они окончили свой жизненный путь. И конечно, просили снять кино про детей тех, кто томился в бараках лагерей на Севере – на Соловках, на Яграх, в Котласе, про то, как у нас сохраняется память об узниках… Режиссер ответила, что тема ее до сих пор не отпускает и она продолжила бы снимать картины о политических репрессиях, но пока нет финансовой возможности.

Дарья Виолина с одной из героинь фильма Майей Кляшторной на памятном шествии Дзяды в Минске, 2012 год фото 1543.ru– Раньше мне казалось, что я очень много по теме репрессий знаю, поскольку сама выросла в семье репрессированных и потом в кино много этим занималась. Нашей семьей, нашим творческим коллективом помимо документальных лент были сделаны сериалы по трилогии «Московская сага» Василия Аксенова, экранизация романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок». Но, несмотря на это, я поняла, что еще есть несчетное количество судеб, историй, мемориалов, воспоминаний, чьих-то свидетельств… Я так и не научилась быть к этому равнодушной, для меня каждый раз все это узнается как впервые, – отметила Дарья Виолина.

Мария Гаврилова

Фото: Кирилл Иодас; 1543.RU и Кадр из фильма «Дольше жизни»