Чтобы история не ушла под воду

Люди и события

Исследователи-энтузиасты ищут затонувшие корабли, имевшие отношение к знаковым событиям

Поисковая эпопея архангельского краеведа Анатолия Каранина и его единомышленников началась с легенды о соловецких колоколах, затопленных в начале 20-х годов прошлого века
в Белом море недалеко от святого архипелага.

В 2005 году была организована экспедиция по поиску этих реликвий. Отыскать утраченные колокола тогда не помогло даже использование самого современного гидролокационного оборудования. Зато с восточной стороны острова Песья Луда совершенно случайно обнаружили затонувший военный 140-метровый корабль «Ленинград». Эта находка стала своеобразной предтечей дальнейших поисков Каранина и его команды.

С 2008 года Анатолий Феодосьевич с друзьями вели поиски линейного 54-пушечного парусного корабля«Варахаил», построенного на Соломбальской судоверфи в 1749-м.

– Вывести его было поручено капитану Мартыну Петровичу Шпанбергу, датчанину по происхождению, очень известному исследователю, первому помощнику Витуса Беринга во всех камчатских экспедициях. Он знаменит еще и тем, что после гибели Беринга возглавил вторую камчатскую экспедицию и открыл Южную Курильскую гряду, путь в Японию, – рассказывает Анатолий Каранин. – По ранее неизвестным причинам «Варахаил» потерпел крушение в устье Северной Двины у острова Голец и затонул. Долгое время точное место его гибели было неизвестно. Координаты «Варахаила» были установлены нами в 2012 году. Удалось определить и причину его гибели – это столкновение с ранее затонувшим кораблем, которых в том месте достаточно много. При определенных погодных условиях суда попадают там в своеобразный природный «капкан».

Недавно, возвращаясь из очередной экспедиции к месту крушения «Варахаила», было решено поискать место затопления трехмачтового парусно-моторного барка «Эклипс», построенного в 1867 году и впоследствии переименованного в шхуну «Ломоносов».

– Эта яхта была куплена царским правительством в Швеции наряду с другими кораблями для поисков пропавших арктических экспедиций. «Эклипс» был одним из наиболее крупных китобойных парусно-моторных кораблей того времени на Севере, – рассказывает один из участников экспедиции Сергей Ореханов.

Возглавить экипаж «Эклипса» пригласили знаменитого капитана Отто Сведрупа, имевшего большой опыт полярных экспедиций.

– «Эклипс» вместе с другими судами пытался найти пропавшие экспедиции Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Миссия «Эклипса» была заранее обречена на неудачу, так как к тому времени, когда он отправился в путь, судьба экспедиций Седова и Брусилова стала более-менее известна, а экспедиция Русанова находилась совсем в другом месте. Но все же усилия «Эклипса» не были напрасными. Во время зимовки на полуострове Таймыр радист «Эклипса» услышал в безмолвном холодном эфире морзянку. На связь вышла потерянная экспедиция Бориса Вилькицкого, шедшая на двух ледокольных судах «Вайгач» и «Таймыр». Все три корабля вернулись в Архангельск, – рассказывает Анатолий Каранин. – В 1928 году в связи с заменой парусного вооружения барк был переименован в шхуну «Ломоносов». Во время бомбежки в 1942 году в судно попала бомба, оно было повреждено и затонуло, его подняли и восстановили. Позднее его решили отбуксировать на Мудьюг. Не доходя до деревни Красное, «Эклипс» сел на мель, там его и оставили. Какое-то время часть борта была видна, с течением времени судно полностью ушло под воду. Многие помнят, что где-то оно здесь, но точные координаты не были известны.

Первая попытка поисков успехом не увенчалась. А потом мы поехали по делам на острова и разговорились с хорошим знакомым, – продолжает рассказ Анатолий Каранин. – Он и говорит: «Я знаю, где оно лежит, я еще мальчишкой был, когда с отцом сетки ставили с его борта. У меня даже несколько досок есть с этого корабля, мостки из них сделаны». Мы стали исследовать указанное им место с помощью гидролокационного оборудования – смотрим, корпус вырисовался. Довольно большой – около 40 метров, лежит на небольшой глубине.

По мнению участников экспедиций, эти поиски играют большую роль для сохранения исторической памяти.

Когда мы искали «Варахаил», думаете, кто-нибудь помнил, что там корабль с такой историей затонул? – говорит Анатолий Каранин. – У «Эклипса» история не менее долгая и интересная. На поиски арктических экспедиций он ходил с 1913-го по 1915 год, так что в прошлом году сто лет с тех пор исполнилось. Своими поисками мы хотим сохранить память об участниках тех морских походов и экспедиций – отчаянные и рисковые люди, отправляясь в неизведанные дали, фактически они выписывали себе билет в один конец.