Дух соревнования давал силы и помогал приблизить победу

Люди и события

В разгрузке судов Северных конвоев принимали участие и пенсионеры, и женщины, и дети

539-34.JPGВ преддверии празднования 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш» будет не лишним напомнить, что основными конечными пунктами приема грузов по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны являлись порты Мурманска, Архангельска и Молотовска, сегодняшнего Северодвинска.

Мурманск в первые месяцы войны подвергался ожесточенным бомбардировкам, поэтому вся тяжесть по принятию караванов судов и грузов легла на Архангельский порт, который включал несколько основных районов: Бакарица, Экономия, Левый берег, а также Молотовск. На Мосеевом острове осуществлялась бункеровка судов, Красная пристань на правом берегу использовалась больше для пассажирских перевозок. Начавшаяся перевалка военных грузов через Архангельский порт потребовала решительных мер по повышению его пропускной способности, и в первую очередь реконструкции существующих причалов и восстановлению заброшенных. Объем грузопереработки и род грузов требовали больших складских площадей, постройки складов, требовалась новая разгрузочная техника.

– Порт Архангельск был не готов к приемке масштабных грузов и больших их объемов. В то время был один портальный кран на весь порт, остальные – тельферные подъемники, транспортеры, два гусеничных и два железнодорожных крана, – рассказывает Геннадий Сынчиков, председатель Совета ветеранов Архангельского морского торгового порта. – Когда встал вопрос по реконструкции порта, что было возможно, приводилось в соответствие своими силами. Правительство оказывало нам помощь, понимая важность приема грузов, необходимых фронту: танков, самолетов, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и прочего. К нам направлялись строительные батальоны, к работе привлекалось городское и сельское население. Семьдесят процентов работников порта в те годы ушло в армию, поэтому вся дополнительная сила была неквалифицированной, работников приходилось обучать. В 1941 году для организации работы по приемке судов в Архангельске был создан штаб, в октябре в город прибыл представитель государственного комитета обороны Иван Папанин, он часто бывал на объектах, где велись работы по реконструкции порта.539-33.JPG

В архиве Архангельского морского торгового порта хранятся машинописные книги с ценной информацией. Автором ряда книг является бывший главбух Константин Абрамов. В ней значится, что в связи с реконструкцией порта и для выполнения погрузочно-разгрузочных работ прибыли воинские строительные батальоны, состоящие из тысячи эстонцев и большой группы мобилизованных по призывному возрасту, но непригодных к воинской службе из-за состояния здоровья. Из Ленинградского, Мурманского и Мариупольского портов и Нарьян-Мара в Архангельск к концу 1941 года прибыли три портальных электрических крана, два гусеничных, три железнодорожных. Позже – пять импортных кранов из Англии и три крана «Осгуд» из Владивостока. В то же время вместо шести автомашин в порту их стало девяносто шесть и девять тракторов. Для монтажа и сборки кранов была создана специальная группа, и к началу 1942 года намеченный объем работ был выполнен. Для размещения рабочих в районе порта Бакарица было построено четыре новых барака, отремонтированы старые – для 3800 человек, сооружен 91 щитовой домик на 1820 человек. По окончании работ на Экономии в январе 1942 года строительные батальоны были из порта отозваны.

– Несмотря на то что работы по реконструкции еще не были завершены, в 1941 году в порт пришли первые суда, они были обработаны, на них погружен обратный груз – лес, хромовая руда, и они были отправлены, – отмечает Геннадий Евгеньевич. – Для использования района Экономия была протянута железнодорожная ветка по болотам, проложена дорога для колесного транспорта. Для задействования района Молотовска также появилась ветка до станции Обозерская.

В архиве порта значится, что в 1941 году было обработано 45 иностранных судов со стратегическими грузами. Работа с приходом караванов производилась и днем и ночью. Бригады и руководители трудились по полторы-две смены. В эти напряженные дни родилось движение передовых бригад за «двойной стахановский труд» – движение стахановцев-двухсотников. В газетах «Моряк Севера» за 1941 год описывается героизм тружеников порта: «Бригады Сидоренко и Дудникова с начала войны трудятся ударными темпами, без задержки обрабатывая суда и вагоны. Крановщик Захаров в смену сделал 120 подъемов при норме 55. Комсомольские бригады С. И. Тибенкова и М. И. Середы, соревнуясь друг с другом, выполняют нормы на 200 и выше процентов». В то же время начальник района Бакарица отражает в периодическом издании фамилии лучших, перечисляя звенья Осипа Авдеева, Федора Хромцова, Сергея Янина, Михаила Ненашева, Александра Гагарина, Николая Кузнецова. И отмечает, что наравне с мужчинами работают и женские бригады
Г. А. Шадриной, А. И. Семеновой, М. Т. Мельник, А. Б. Андерсон.

539-35.JPG– К навигации 1942 года порт нарастил мускулы техникой, а количество судов, приходящих в порт, возрастало. Было обработано 74 судна, из них 13 – в Молотовске, так как в зимний период самым выгодным было разгружать их там. Для выполнения работ порт еще раз был пополнен рабочей силой. К июню 1942 года численный состав превышал 7 тысяч человек. Тогда в порт пришли и пенсионеры, и жены ушедших в армию портовиков, дети с четырнадцати лет становились учениками. Среди живых из тех работников порта на сегодняшний день лишь четыре человека. Пелагея Кирилловна Киселева работала в порту Бакарица с 1944 года, начинала в пятнадцать лет рассыльной, а потом обеспечивала связь на телефонном узле; Иван Александрович Лузанов, 1927 года рождения, работал в порту с 1942 года электромонтером по обслуживанию перегрузочной техники; Валентина Ивановна Кондрашина, 1923 года рождения, работала крановщиком на протяжении всей войны, трудилась в порту тридцать лет; Валентина Павловна Павловичева работала инспектором отдела кадров. Перегрузка с судов и отправка стратегических грузов осуществлялась единственным путем – по железной дороге. За войну было отправлено портом на фронт около пяти миллионов тонн грузов, – уточняет Геннадий Сынчиков.

К концу войны производительность портовых рабочих возросла, накопился опыт переработки тяжеловесных грузов. По архивным данным порта, Архангельском и Молотовском в 1941 году было принято 45 судов, разгружено более 128 тысяч тонн грузов; в 1942 году – 40 судов и 229 тысяч тонн; в 1943 году пришло 32 судна, привезено 188 тысяч тонн груза; в 1944 году – 112 судов, которые доставили 722 тысяч тонны груза. Последние караваны пришли в порт в зиму 1944-1945 года в количестве 36 судов и были обработаны досрочно. По результатам работы в 1945 году порту было присуждено переходящее Красное знамя Наркомморфлота и денежная премия. Работа в порту была поистине адским трудом, горожане трудились с превышением возможных человеческих сил, без достаточного питания, подвергаясь обстрелам с самолетов фашистской авиации. Но они выдержали, выстояли. И в высоком звании города воинской славы есть и заслуга портовых работников – тех, кто своим трудом в тылу врага приближал победу.