К травматологу с зубочисткой не пойдешь

Городское хозяйство

Пассажиры рискуют здоровьем, садясь в так называемые «заказные» автобусы

Автобусники-нелегалы в обход закона, обязывающего ездить только по маршрутным картам, придумали «заказные» маршруты. Но пассажиры в них ездят, по сути, тоже нелегально, а значит, они не застрахованы от несчастных случаев. Упадешь в автобусе, а претензии предъявить некому.

С 15 июля вступили в силу нормы закона, обязывающего перевозчиков работать только по маршрутным картам. Вот тогда-то и всплыли многочисленные проблемы, создаваемые так называемыми нелегалами. Наиболее остро ситуация проявилась на новодвинском маршруте, где нелегальные перевозчики едва ли не стали выкручивать власти руки – дескать, если вы нам ездить как раньше не разрешите, то пассажиры останутся на остановках. Но власть на провокации не поддалась, и буквально через несколько дней ситуация нормализовалась – кстати, и бюджет Новодвинска только выиграл от перехода маршрутов в категорию официальных.

В Архангельске обошлись без особых проблем, только сразу стало видно – кто есть кто. Те, кто работает по закону, так и продолжают ездить. Ну а те, кто предпочитал работать в «серую», продолжают нарушать закон. Особо ушлые нелегалы придумали лазейку: свои автобусы они вывели на линию под видом заказных. Схема проста: вешают на лобовое стекло табличку «Заказной» и собирают пассажиров на остановках. Вместо законного билета – какая-то явно липовая квитанция якобы об оказанных услугах, заказе автобуса. А кто-то и вовсе не заморачиваясь предлагает пассажирам купить за 21 рубль какую-нибудь мелочевку, зубочистки например. С «заказными» табличками в нашем городе замечены автобусы маршрутов 1У, 55, 8 – в общем, в первую очередь те, кого нет в официальном реестре перевозчиков.

Но давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения закона. Как поясняет Ассоциация автотранспортников Архангельской области, по действующему законодательству перевозка пассажиров и багажа по заказу может осуществляться автобусом, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При этом если автобус предоставлен для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с пассажиров не допускается. Понятно же, что пассажир никакого договора в письменной форме с перевозчиком не заключал и заключать не мог. Следовательно, перевозчик нарушает закон.

Но главное даже не в этом, а в безопасности пассажиров. Часто можно слышать от горожан: мол, какая разница, в какой автобус садиться, легальный или нет, главное – ехать. Не скажите, разница есть и прежде всего она заключается в гарантии безопасности пассажиров или в ее отсутствии.

У нас и в обычных условиях водители пазиков часто нарушают и скоростной режим, и правила перевозки пассажиров. Нередки случаи, когда из-за резкого торможения или разгона пассажиры падают в автобусах, получают травмы, порой довольно серьезные. Но если маршрут включен в официальный реестр по договору с муниципалитетом, значит, у него есть лицензия на пассажирские перевозки, застрахована ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров. И если вы упадете в автобусе по вине водителя, испортите свою одежду или получите травму, вы вправе предъявить претензии и потребовать компенсацию.

Нелегальный «заказной» маршрут может вовсе не иметь лицензии на перевозку пассажиров, его ответственность не застрахована. В таких случаях автобус чаще всего не проходит предрейсовый технический осмотр, да и водителя перед выходом на линию никто не проверяет на предмет «после вчерашнего». В общем, никаких гарантий безопасности. И случись с вами беда – компенсацию за травму предъявить будет некому. Нет даже уверенности, что этот автобус вообще довезет вас до конкретного места – ведь его маршрут никем не утвержден.

Так стоит ли рисковать жизнью и собственным здоровьем для того, чтобы ушлые дельцы наживались на нас с вами в обход закона? Может, все же лучше не садиться в автобус с табличкой «Заказной», а подождать другой – официальный. Если мы все с вами проголосуем рублем против нелегалов, они просто будут вынуждены работать по закону.