Регионам надо больше полномочий

Политика и экономика

Мониторинговая группа «Единой России» сформулирует предложения от Архангельской области в Лесной кодекс РФ

«Единая Россия» проводит мониторинг федерального законодательства. Выбраны разные направления, но, поскольку наш регион лесопромышленный, начать решили с Лесного кодекса, в который в июне были внесены изменения.

Именно о нем шла речь на заседании мониторинговой рабочей группы: представители власти и лесного бизнеса обсудили самые актуальные проблемы отрасли.

От бюрократии – к прорывным идеям

В лесных делах практически все упирается в федеральные решения. Об этом говорил председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по природопользованию и лесопромышленному комплексу, депутат от фракции «Единая Россия» Александр
Дятлов.

– Сегодня законодательство таково, что все проблемы и вопросы нам приходится решать через федеральный центр, а инвестпроекты согласовываются в Минпромторге, – пояснил Александр Владимирович. – Эта система зачастую забюрократизирована, например, фанерный завод согласовывал проект четыре года. За это время многое меняется – курсы валют, экономика, страна… Перед нами стоят задачи реализовывать прорывные идеи в лесопромышленном комплексе, но с таким подходом это тяжело. Надо больше полномочий давать регионам.

Важно, чтобы все полномочия и возможности были реально действующими. Только тогда в них есть смысл. Оживленная дискуссия развернулась вокруг 74-й статьи Лесного кодекса. С ней в свое время было связано много ожиданий, ведь она дает предпринимателям, которые добросовестно арендуют лесные участки – платят налоги, зарплату, занимаются лесовосстановлением, право продлить договоры автоматически, без конкурсов и аукционов.

– По факту в 74-й статье ряд пунктов, которые арендатор должен выполнить, получились взаимоисключающими, – подчеркнул Александр Дятлов. – И когда порядка 20 наших предпринимателей пришли в министерство за автоматическим продлением договора, им не нашли такой возможности. Они обратились в суд, но в исках всем было отказано. Поэтому мы сформулировали ряд предложений, касающихся 74-й статьи: некоторые пункты оттуда исключить, а некоторые скорректировать.

Солидарен с Дятловым и исполнительный директор Союза лесопромышленников Архангельской области Сергей Гуцало.

– Ни один договор не был продлен по всей Российской Федерации. Это нонсенс и свидетельствует о том, что сам по себе закон в этой части не работает, – сказал Сергей Валерьевич.

Сергей Гуцало отметил, что приоритеты Лесного кодекса направлены в основном на интересы крупного бизнеса. Между тем если малый бизнес в районах «развалится» – это обречет территории на вымирание.

Министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Константин Доронин считает, что хорошо зарекомендовавших себя арендаторов надо поддерживать.

– Мы должны стимулировать тех, кто эффективно работает и выполняет свои обязательства, мы должны иметь возможность продлить им долгосрочную аренду без проведения аукциона. Аукцион – это состязание, и там выиграть может любой, – озвучил свою точку зрения Константин Михайлович.

Существенность и неоднократность

На заседании рабочей группы обсуждалась еще одна инициатива в поддержку добросовестного бизнеса – дальнейшую судьбу освобождающихся от аренды участков предлагается решать не через аукцион, а через конкурсные процедуры. Это даст возможность прописывать условия: чтобы предприятие было зарегистрировано в Архангельской области, занималось производством, платило налоги в нашем регионе, не имело долгов по зарплате и т. д. То есть это своего рода преграда временщикам, желающим урвать «быстрых денег».

– На последней сессии Архангельское областное Собрание вышло с этой инициативой в Госдуму. Более того, по ней пришла поддержка от законодателей различных регионов – Калмыкии, Хабаровского края, Пензенской и Орловской областей, Карачаево-Черкесии. Инициатива может быть направлена в партию для дальнейшей проработки, – считает Александр Дятлов.

Подрезать крылья не слишком честному бизнесу призвано и создание реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Эта норма вступает в силу с 1 марта 2017 года. В реестр попадут те, с кем были расторгнуты договоры аренды и купли-продажи из-за нарушений законодательства. С ними нельзя будет заключать договоры на участки и лесные насаждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Но здесь все не так однозначно. Руководитель Соломбальской лесной компании Роман Кабанихин попадание в реестр назвал «черной меткой» для предприятия, а ведь ситуации бывают субъективные и объективные. Взять, допустим, негативное воздействие на окружающую среду. Любое самое добросовестное предприятие не застраховано от чрезвычайной аварийной ситуации.

– Нет такого понятия, как существенность и неоднократность. Эти вещи надо прописывать, потому что любой инцидент может стать формальным поводом для расторжения договора, – сказал Роман Васильевич.

С ним согласен Александр Дятлов.

– Надо прописать понятные подходы. Чтобы не получилось как с 74-й статьей, которая есть, но продлить в соответствии с ней договор никто не смог. Чтобы не получилось, что весь малый бизнес у нас окажется вне закона, –
подчеркнул он.

Малому бизнесу и так сложно подойти к лесу, считает директор группы компаний «Интерстрой» Сергей Дерябин.

– По лесному законодательству у нас два пути предоставления участков в аренду – аукцион и паритетно-инвестиционные проекты, – пояснил Сергей Николаевич. – У нас есть попытка реализовать общий паритетный проект, скажу честно – полтора года участникам пытаемся доказать, что мы вместе и надо доверять друг другу. В бизнесе все люди самостоятельные, каждый в свою сторону тянет. Считаю, что этот путь достаточно тяжелый. Для таких предприятий, как мы, надо предлагать какие-то конкурсные процедуры выделения участков без аукциона. В соответствии с разработанными регламентами, на уровне региона определять приоритетность того или иного бизнеса и пробовать закреплять за ним участки. Лимитировать их количество, например, иметь возможность предоставить 10 процентов от общей расчетной лесосеки по этой схеме.

Предложения передадут президенту

Что касается охраны лесов, то изменения в Лесной кодекс расширяют перечень лесовосстановительных работ, усиливают борьбу с незаконными рубками. Впрочем, у этой темы есть еще один аспект.

– Организации, которые финансируются из государств Евросоюза и США, высказывают требования по ведению различных природоохранных мероприятий на нашей территории, – обозначил суть проблемы Александр Дятлов. – С одной стороны, эти страны вводят против России санкции, из-за чего у нас возникают проблемы с осуществлением инвестпроектов и бюджет Архангельской области терпит убытки. С другой – представители этих стран требуют, чтобы мы каждый год создавали и содержали охраняемые нацпарки и зоны. Здесь не должно быть перегибов. В кризисных условиях нам надо думать о развитии производства, о создании дополнительных рабочих мест, о выполнении социальных обязательств, которые стоят перед государством. Считаю необходимым подумать о принятии какого-то закона, чтобы природоохранные территории создавались с согласия областного Собрания депутатов. Бесконечно их вводить мы не можем.

В региональном министерстве природных ресурсов и ЛПК не против создания особо охраняемых территорий, но тоже выступают за практичный подход.

– У нас 33 областных заказника, мы сейчас анализируем эффективность их работы за прошедшее время. Что касается создания новых территорий, то нужно оценить эффективность их создания с учетом специфики местности, мнения жителей и депутатов. Обязательно должны пройти общественные слушания. Никаких поспешных решений приниматься не будет, – обозначил позицию министр Константин Доронин.

Александр Дятлов пояснил, что это проблема не только Архангельской области, а всей России.

– Через партию это будет выноситься на федеральный уровень и доноситься до президента. Это большая проблема, когда подобным образом вмешиваются в работу и развитие предприятий на территории нашей страны, – сказал Александр Владимирович.

Участники заседания считают, что диалог с международными организациями по этому поводу должен вести собственник ресурсов – государство.

А диалог необходим, потому что экологические противоречия могут навредить предприятиям. Речь, в частности, о принятии международного стандарта FSC (международная организация «Лесной попечительский совет»).

– Международным стандартом определяется, что если арендуемый участок относится к малонарушенным лесным территориям, то 80 процентов такой территории должны быть сохранены. В результате те, кто имеет договор аренды на такие участки, получат проблему. Либо они будут выполнять этот стандарт и рубить только 20 процентов леса, либо рискуют потерять европейские рынки, – говорит Роман Кабанихин.

Развитие конструктивного диалога между органами государственной власти, лесопромышленным бизнесом и структурами гражданского общества, в том числе экологическими, было в свое время одной из задач партпроекта «Российский лес», утвержденного в 2006 году. Об этом проекте «Единой России» напомнил директор лесопромышленного инновационного кластера Архангельской области
«ПоморИнноваЛес» Юрий Трубин и предложил вдохнуть в него новую жизнь. Также он отметил необходимость совершенствования лесного законодательства.

– В целом система сложная, но мы живем в ней и нам нужно ее совершенствовать. А сделать это можно только через законодательство, – сказал Юрий Германович.

Именно на такой результат и нацелена мониторинговая группа. Все предложения будут собраны, обобщены и направлены в Москву – в партию, а также Минпромторг и министерство природных ресурсов. Руководители «Единой России» на встрече с президентом Владимиром Путиным передадут ему инициативы регионов, нацеленные на то, чтобы сделать законодательство более рабочим.