Кто ответит за упавшего пассажира?

Городское хозяйство

Пассажиры автобусов легальных маршрутов могут получить страховку за травму или испорченную одежду и вещи

По закону, как только пассажир вошел в автобус, перевозчик и страховая компания несут ответственность за его жизнь, здоровье или имущество. Но многие горожане не знают, куда обращаться в подобных случаях, как получить деньги.543-25.jpg

Об этом – наш разговор с исполняющим обязанности начальника управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства администрации города Алексеем Потоловым.

– Алексей Леонидович, у нас с января 2013 года действует Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Это касается только тех перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность официально на основании договора с муниципалитетом и на маршрутах, включенных в соответствующий реестр. Следовательно, их пассажиры застрахованы?

– Именно так. Не все горожане об этом знают, но в случае если вам, допустим, по какой-либо причине в автобусе повредили одежду или вы, не дай Бог, конечно, получили травму, то за это можно получить соответствующую страховую выплату. Причем это правило действует независимо от того, застрахованы вы лично где-то или нет – здесь уже автоматически застрахована гражданская ответственность за жизнь, здоровье и имущество пассажира. Следовательно, любой ущерб, причиненный гражданину в то время, пока он находится в автобусе, подлежит возмещению. Плохо, что у нас не все пассажиры это знают и частенько не обращаются в страховую компанию. Тут главное – зафиксировать сам факт ущерба.

– Как это сделать?

– Закон допускает, что сам факт ущерба может быть зафиксирован на месте, то есть можно обратиться непосредственно к водителю, объяснить, в чем проблема, и потребовать составить акт. К сожалению, не все водители этому обучены и, вполне возможно, просто не смогут грамотно это сделать. В таком случае нужно сохранить билет, по возможности заручиться показаниями или данными свидетелей, возможна фото– и видеофиксация. Любой человек сейчас сможет сделать это на телефон. Нужно обязательно запомнить государственный номер автобуса и номер маршрута, приблизительное место, где это произошло, и время, поскольку всегда можно проверить, проходил ли в указанном месте и в указанное время этот автобус. Все автобусы, работающие на муниципальных маршрутах, оснащены приборами системы ГЛОНАСС. Что делать дальше?

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, получения травм, зафиксированных в медучреждении или когда тяжело пострадавшего пассажира увезла скорая, тут все понятно – несчастный случай зафиксирован официально уполномоченными органами. А как поступить в незначительных случаях: прижали, например, сумку в дверях, порвали одежду, пассажир несильно ударился при резком торможении и так далее? В подобной ситуации смотрим: на кабине водителя вывешена информация о перевозчике и о страховой компании. Кстати, практика показывает, что перевозчики у нас в большинстве своем достаточно ответственные и даже сами возмещают пассажиру причиненный ущерб, не дожидаясь его обращения в страховую компанию. Было немало случаев, когда человек обращался к перевозчикам (то есть владельцу данного автобуса) с претензией: сломали зонтик или порвали пальто в автобусе, и перевозчик самостоятельно возмещал ущерб.

Со всеми данными нужно обращаться в страховую компанию, в которой застрахован перевозчик, как я уже говорил, информация эта есть в автобусе. При отсутствии таких сведений можно обратиться в любую страховую компанию, они примут у вас заявление, а дальше уже между собой разберутся. Можно обратиться к нам, мы поможем установить страховщика.

– Нужно ли при этом звонить непосредственно перевозчику?

– Это будет нелишним, чтобы он тоже был в курсе случившегося, поскольку он является ответственным лицом за качество перевозки пассажиров.

– То есть если пассажир зашел в автобус, а там нет информации ни о перевозчике, ни о страховщике, значит, автобус «левый»?

– Я бы не рекомендовал ездить на таких автобусах, поскольку в случае чего вам просто некому будет предъявить претензии. Как правило, вам даже не удастся установить достоверные данные о владельце автобуса, а если и указан какой-то номер телефона, то, позвонив по нему, вы попадете, например, в психиатрическую больницу. У «нелегальных» перевозчиков своеобразное чувство юмора.

– Каковы суммы страховки, выплачиваемые пассажиру?

– По 67-му Федеральному закону в случае смерти пассажира это чуть более двух миллионов рублей. В случае причинения вреда здоровью размер выплаты определяется в зависимости от характера и степени тяжести повреждения здоровья по официально установленным нормативам, но не более чем два миллиона рублей. Возмещение вреда за порчу имущества рассчитывается исходя из 600 рублей за один килограмм веса багажа и 11 тысяч рублей за иное имущество, но в пределах 23 тысяч рублей. В каждом конкретном случае страховая компания рассматривает индивидуально размер страхового возмещения, мне не известно о случаях отказа в выплате.

Особенно я хотел бы обратить внимание, что наступление гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя автобуса или иных условий. Как только пассажир вошел в автобус, перевозчик отвечает за вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу.

Предметно

Контроль за работой перевозчиков осуществляет муниципальное предприятие «Архангельское предприятие пассажирских перевозок». Телефон диспетчерской службы 29-39-96. Видеть движение автобусов по маршруту в режиме реального времени можно на сайте www.appp29.ru.