Козули на столе – счастье в доме

Люди и события

В Центре северной культуры «Архангелогородская сказка» завершилась выставка «Пряничный Архангельск»

Этническое название архангельского пряника – козуля. Сейчас искусство его выпекания активно возрождается. Ряд мастеров города используют исконную рецептуру и сохраняют привычные элементы декора.

При изготовлении козуль нет строгого свода правил, но есть традиции, которых рекомендуется придерживаться.543-01.JPG

По мнению организатора выставки Юлии Поповой-Онучиной, козуля не может быть полностью заглазирована, обязательно должно быть видно тесто. В традициях северного пряника – роспись тонкой белой сахарной струйкой без использования излишне ярких цветов. Отличительным признаком архангельского пряника является символьная полоска земли по низу изделия. В традиционной козуле не используются кондитерские посыпки, а может применяться сахарный песок и сусальное золото. Срок хранения пряника долог – более трех лет.

– Из-за большого количества сахара зимой козули бывают твердыми, а мягкие они летом, когда сахар тает. Если зимой постучать пряником о пряник, должен слышаться звук коклюшек, сухой звук, – отмечает Юлия.

В интерьерном уголке набор открыток «Русский пряник» 1972 года издания. Среди фотографий – снимки козуль, декорированных золотом, подобный экземпляр есть и на выставке. Оказывается, сусальное золото можно кушать.

Работы десяти архангельских мастеров, работающих в различных техниках, были представлены на стендах. Огромным терпением нужно обладать, чтобы расписывать козули в технике рисования точками как мастер Наталья Кравченко, которая перенесла этот способ из живописи на пряник. Он напоминает филейную вышивку, кружево.

543-03.JPGБыли представлены и работы мастерской «Архангельский пряник», руководителем которой является Юлия Попова-Онучина. Основательница этой мастерской Татьяна Онучина – признанный мастер, ее работы – классика в пряничном деле. Козули выполнены в традиционных формах, но есть и объемные пряничные домики.

Уважаемый в городе мастер Любовь Кротова родилась в Соломбале перед войной, она сохраняет в своей семье искусство выпечки козуль. На ее стенде и олимпийский мишка, и уточки, и зайчики – все то, что любят дети. Основной ценитель ее мастерства – внук, он уже учится в Санкт-Петербурге, но бабушка регулярно балует его пряниками.

Художница граффити Яна Кипрей свое направление называет «козулинг». У нее необычные по цвету, сюжету и мотиву работы.

– Здорово, что молодежь приобщается к развитию пряничного мастерства, – отметила Юлия.

Особенность работ Ирины Синюковой – северная роспись на прянике. В ее коллекции козули с мезенской росписью, пермогорской, шенкурской, онежской и другими. Пряник выглядит как панно, при этом он съедобный.

– Не все подобное принимают, но такой пряник приобретает своих поклонников. Это уникальные работы с ювелирной росписью, – подчеркнула организатор выставки. – Мало уметь расписывать – важно грамотно перенести орнамент на козулю.

Архангельская мастерица Людмила Данильцына пробует новую технику – витражную, когда в середину козули вкладывается прозрачный леденец. Православный мастер Наталья Матонина активно передает свои умения ученикам и делится рецептами. Ее фирменная козуля – объемный колокольчик, она обычно делает его на Рождество.

Среди мастеров-пряничников достаточно мужчин. Свои работы на выставку предоставил Вадим Рыкалов, его козули сделаны в классическом стиле, прославляют наш город-порт.

В рамках выставки в «Архангелогородской сказке» проходили мастер-классы по лепке поморских козуль из ржаного теста – это древние предшественники наших архангельских пряников.543-04.JPG

Посетителями «Пряничного Архангельска» стали не только горожане, но и гости столицы Поморья, путешественники из России и из-за рубежа, некоторые приходили с подарками. Девушка из Изборска привезла свои местные пряники, семья из Польши – магнитик, а архангелогородка передала на выставку брошюру о козулях прошлого века. Экспозицию посетил и глава города Игорь Годзиш, он лично раскатал пряничное тесто и оставил на нем оттиск с помощью специального штампа, его работа также стала экземпляром выставки.

Архангельские мастера-пряничники стараются сохранить и передать следующим поколениям рецептуру теста, используют привычные для козуль специи, прославляют именно наш пряник, выезжая со своими работами в регионы.