Конкурс, а не аукцион и поменьше бюрократии

Политика и экономика

Мониторинговая группа «Единой России» по лесному законодательству предлагает упростить согласование инвестпроектов и определить четкие критерии для составления реестра недобросовестных предпринимателей

Главное, что сегодня мешает развиваться леспрому, – это морально устаревший Лесной кодекс. Такое единое мнение высказали как крупные игроки на рынке ЛПК, так и предприятия малого и среднего бизнеса, которых у нас в регионе сегодня порядка 290.

Об этом шла речь на заседании мониторинговой группы «Единой России», которая проверяла качество исполнения лесного законодательства (подробно мы рассказывали об этом в номере от 3 августа). Очередная встреча была посвящена обсуждению промежуточных итогов работы и формированию окончательного перечня предложений по совершенствованию лесного законодательства для отправки в Москву.545-39.jpg

В числе инициатив – прописать четкую норму, определяющую судьбу лесфонда в случае, если его арендатор стал банкротом.

– В чем сейчас существует проблема: мы не можем изъять и передать кому-то другому лесфонд, предоставленный под осуществление инвестпроекта, в случае, если предприятие обанкротилось. Начинаются судебные тяжбы, которые длятся годами. Суть любого инвестпроекта – чтобы предприятие модернизировалось, чтобы создавались новые рабочие места. После банкротства арендатора лесфонд должен незамедлительно изыматься в государственную собственность и передаваться другим людям, готовым работать у нас в регионе, – подчеркнул депутат областного Собрания Александр Дятлов (фракция «Единая Россия»).

Мониторинговая группа также просит устранить противоречия в статье 74 Лесного кодекса, с помощью которой добросовестные арендаторы участков – те, которые платят налоги и зарплату, занимаются лесовосстановлением, без торгов и конкурсов могут продлить аренду. В статье ряд пунктов взаимоисключающие. Из-за этого ни один предприниматель по всей России автоматически продлить аренду не смог.

Вместо аукционов на аренду высвобождающихся лесных участков необходимо проводить конкурсные процедуры – принципиальная позиция участников обсуждения.

– В аукционах могут участвовать предприниматели со всей России, а мы хотим, чтобы это были наши компании, которые работают и платят налоги на территории Архангельской области, имеют производство. Если бы существовали конкурсные процедуры, мы эти пункты в них могли бы прописать, – пояснил Александр Дятлов. – С этой инициативой мы вышли на Министерство природных ресурсов России от Архангельского областного Собрания и попросили другие регионы поддержать нас. Мы получили поддержку от многих субъектов Российской Федерации. В Минприроды нам сообщили, что соответствующий проект закона разработан и передан в правительство. Будем просить, чтобы его как можно быстрее рассмотрели и вынесли на одну из ближайших сессий Госдумы.

Участники рабочей группы обратили внимание на чрезмерную забюрократизированность системы управления лесным хозяйством. Практически все вопросы решаются через министерство в Москве, вплоть до обозначения цены на аукцион. В результате лес, расположенный в удаленных труднодоступных местах, может стоить дороже, чем тот, что находится рядом с дорогами. Регулировать эти цифры на местном уровне возможности нет. В связи с этим рабочая группа просит дать больше полномочий региональному министерству. В том числе упростить согласование инвестпроектов – чтобы бизнес не проводил много времени в столице, годами протаптывая эти тропы.

Столь сильную привязку к согласованиям в Москве руководитель Соломбальской лесной компании Роман Кабанихин объясняет тем, что лес – это государственная собственность и таким образом ставится преграда коррупционному фактору: если передать полномочия на местный уровень, то на местах могут принимать решения не в государственных интересах.

Компромиссным вариантом может стать не передача полномочий, а установка сроков рассмотрения инвестпроектов – например, не более года.

Также рабочая группа предлагает снизить порог инвестпроектов, сейчас он начинается от 300 миллионов рублей. В результате в них участвуют буквально пять предприятий – крупный бизнес, у которого есть такие деньги. А малый и средний бизнес «вылетает» из любой модернизации с государственной поддержкой, потому что такие вложения ему не потянуть.

Депутат областного Собрания Андрей Аннин (фракция «Единая Россия») предложил не просто снизить порог, а рассмотрение небольших по стоимости инвестпроектов передать на региональный уровень.

Есть вопросы у рабочей группы и по формированию реестра недобросовестных предпринимателей. Эксперты считают, что необходимо конкретизировать критерии, иначе половину бизнесменов можно будет записать в «черный список». Например, ввести такой критерий, как неоднократность нарушений, потому как от форс-мажора не застрахован никто.

Члены рабочей группы также предлагают государству взять на себя ведение переговоров с экологическими организациями, которые финансируются из-за рубежа и регулярно настаивают на создании новых природных заказников в регионах. Выполнять их требования для лесопромышленников становится непосильной нагрузкой, а игнорировать – чревато потерей рынков: страны Европы не будут покупать продукцию этих предприятий из-за несоответствия экологической составляющей международных стандартов.

Руководитель представительства группы «Илим» в Архангельске Юрий Королев озвучил вопрос, который напрямую к Лесному кодексу не относится, тем не менее крайне важный.

– В этом году мы, как и все остальные, кто занимается лесозаготовкой, столкнулись с серьезной проблемой. Очень больно по нам ударили изменения в закон о перевозках грузов, не являющихся неделимыми. Если раньше мы могли получать спецразрешения и грузить свои лесовозы «под завязку», то теперь действует категорический запрет перегрузки на ось. В результате мы вынуждены грузить лесовозы не на 100 процентов, а примерно на 60. Вся техника, которую годами закупали крупные предприятия, рассчитана на совершенно другие нагрузки. Надо полностью менять автопарк, ремонтную базу. От внедрения этого закона мы несем ущерб в несколько миллиардов рублей. Автотранспортом у группы «Илим» вывозится большая часть пилолеса, – сказал Юрий Васильевич.

Эта проблема наряду с другими озвученными найдет отражение в документе, который будет направлен в ЦИК партии. Систематизировав все предложения, поступившие из разных регионов, руководство «Единой России» будет встречаться с президентом.